?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Михаил Тюренков

Подведение итогов, сведение дебета с кредитом и тому подобные предновогодние упражнения свойственны многим: от чиновников и бухгалтеров до практичных домохозяек. Ну и, разумеется, журналистов. Конечно, рассуждая на темы гуманитарные, нельзя «свести баланс» в 1С, увидеть сухие цифры в графе "ИТОГО". Тем не менее, осознавая условность любых рейтингов, выделить и ранжировать ключевые события церковного года вполне возможно. В православной среде бытует мнение, что особое отношение к числам и цифрам свойственно исключительно язычникам или каббалистам. Это не так. Конечно, вульгарно-кощунственные присказки в духе «Бог любит Троицу» — глупость и непонимание основ христианства. Как и обожествление или, напротив, демонизация самих цифр и чисел. Однако в Православии всегда выделяли числовые значения, так или иначе связанные с событиями и символами церковной истории. Одним из ключевых среди таких чисел является «7». А потому, уйдя от стандартов TOP-5 и TOP-10, предлагаю именно «семёрку» главных церковных событий уходящего 2017 года. 1. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. С главным событием вопросов нет. Это, конечно же, прошедшие в конце ноября — начале декабря заседания высшего органа церковного управления, созываемого не реже, чем раз в четыре года. Постановления Архиерейского Собора важны как для текущей повестки внутрицерковной жизни, так и для решения ключевых церковно-общественных и церковно-государственных вопросов. В числе принятых прошедшим Собором постановлений — «О канонических аспектах церковного брака» — документ, регламентирующий важнейшие вопросы церковного (венчанного) брака. Очень важным было и обсуждение «украинской тематики». Начиная с подтверждения особого статуса канонической Украинской Православной Церкви, полностью самоуправляемой во всех своих внутренних делах, но остающейся неотъемлемой частью Церкви Русской, и заканчивая постановлением создать комиссию Московского Патриархата по переговорам с украинскими раскольниками. Последнее решение стало ответом на письмо главы так называемого Киевского патриархата, которое получило наименование «Лжепокаяние Лжефиларета». Важнейшей частью прошедшего Собора также стало обсуждение (без вынесения каких-либо решений) хода работ по идентификации «екатеринбургских останков», согласно версии следствия, принадлежащих последней Царской семье и их приближённым. Речи о том, чтобы признать эти останки святыми мощами, не велось, но в год 100-летия крушения русской монархии и накануне 100-летия убиения святых царственных страстотерпцев эта тема становится особенно актуальной (неслучайно версия о ритуальном характере этого убийства столь взбудоражила СМИ). 2. 100-летие восстановления Патриаршества и начала антицерковных гонений. Прошедший Архиерейский Собор был приурочен к 100-летию возрождения в Русской Церкви Патриаршества, крайне важного на фоне разворачивающейся революционной катастрофы. Одним из основных мероприятий, приуроченных к этому юбилейному событию, стало прибытие в Россию глав большинства Поместных Православных Церквей мира, а также встреча с ними Главы Государства Российского Владимира Путина. Но вместе с этим радостным юбилеем в уходящем году мы также отметили и 100-летие начала антицерковных гонений. Милостью Божией, эта трагическая эпоха не затронула большинство из нас, но это не значит, что мы имеем право на индифферентное отношение к этой трагедии, чьи уроки и сегодня важны для каждого из нас. Подытоживая эту чёрную дату, в декабре в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете был открыт уникальный «Музей памяти новомучеников и исповедников Российских». 3. Премьера кощунственного фильма "Матильда" и протесты против его показа. Вне всяких сомнений, это — «антисобытие» года. Православные СМИ под лозунгом «Stop Matilda!» выступили с разгромной критикой фильма «Матильда» режиссёра по фамилии Учитель как изощрённой провокации и информационной диверсии против Русской Церкви, церковно-государственного сотрудничества и нашей исторической памяти. В своих телепрограммах и текстах мы последовательно доказывали, что экстремистские вбросы от имени православных — часть антицерковной войны, не имеющей никакого отношения к самой Церкви. И вместе с тем информационно поддерживали находящихся в правовом поле православных активистов в их борьбе против показа фильма, порочащего память святых царственных страстотерпцев. К сожалению, вопреки многотысячным протестам верующих, а также твёрдой позиции Русской Церкви, в том числе высказанной Святейшим Патриархом Кириллом, премьера «Матильды» состоялась. Однако сама реакция православных на этот кощунственный фильм уже показательна как публичная демонстрация нашей стойкости в отстаивании правды. Тот факт, что поделка Учителя провалилась в прокате, а самому режиссёру предстоит ответить за расходование бюджетных средств, доказывает нашу правоту. И тем не менее православным стоит сделать «работу над ошибками», научившись лучше сплачиваться перед лицом внешних вызовов, каковых будет еще немало. 4. Принесение в Россию мощей Святителя Николая Чудотворца. Завершающийся 2017 год без преувеличения стал для России «Годом Святителя Николая». Принесение мощей этого великого чудотворца из Италии в Россию стало зримым явлением единства православных христиан нашей страны вне зависимости от чинов и званий. Так, одним из первых мощам святителя поклонился Глава Государства Российского Владимир Путин. В итоге с 22 мая по 28 июля в московском Храме Христа Спасителя и петербургской Александро-Невской лавре честным мощам святителя Николая поклонилось без малого три миллиона верующих. За всю церковную историю не было столь массового поклонения православной святыне, а потому сравнение этого грандиозного события со светской акцией «Бессмертный полк» и наименование паломников, поклонившихся святому, «Армией Святителя Николая» вполне правомерны. 5. Вопрос возвращения Исаакиевского собора Русской Православной Церкви. Вопрос, в котором точка пока не поставлена, но фактически решённый: церкви должны принадлежать Церкви. И знаменитый санкт-петербургский Исаакиевский собор, главный символ нашей Имперской столицы, здесь не исключение. В этой теме показателен лишь один её аспект — либерально-коммунистическая смычка новоявленных «воинствующих безбожников», противников возвращения православного храма верующим. Согласно последним данным, губернатор Санкт-Петербурга Григорий Полтавченко подтвердил, что собор будет передан Русской Православной Церкви. Нам же, православным христианам, остаётся ждать и молиться. И, как в случае с «Матильдой», быть готовыми продемонстрировать своё единство. 6. Контакты Владимира Путина со старообрядцами. Состоявшиеся в течение 2017 года встречи Главы Государства Российского Владимира Путина с главой крупнейшего старообрядческого согласия (Русской Православной старообрядческой Церкви) митрополитом Корнилием (Титовым) не имеют непосредственного отношения к жизни Русской Православной Церкви, но они крайне важны в деле возрождения русского национального единства. В мае владыка Корнилий в эксклюзивном интервью Телеканалу «Царьград» подробно рассказал о посещении президентом старообрядческого духовного центра в московской Рогожской слободе. И её плоды налицо: старообрядцы Русского Зарубежья начали возвращаться в Россию. О воссоединении Русской Православной и Русской Православной старообрядческой Церквей речь пока не идёт. Но подобные встречи должны помочь начать содержательный и взаимоуважительный диалог. К слову, именно Владимир Путин помог наладить диалог между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, в 2007 году увенчавшийся их воссоединением. Разделение со старообрядцами — более сложное и застарелое, но в условиях, когда России и Православию брошен вызов значительной частью современного мира, русским людям необходимо искать пути к сближению. И это прекрасно понимают и Владимир Путин, и Патриарх Кирилл, и митрополит Корнилий. 7. Уход архимандритов Кирилла (Павлова) и Наума (Байбородина). Завершающийся год принёс немало потерь. Две из них одновременно печальны и светлы: в 2017-м отошли к Господу два великих русских старца: 20 февраля ушёл в жизнь вечную духовник трёх Патриархов архимандрит Кирилл (Павлов), а 13 октября — духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Наум (Байбородин). Тысячи духовных чад этих пастырей уверены, что обрели в их лице новых Небесных заступников. И именно на этом хотелось бы остановиться. Ничто другое так, как память смертная, не помогает нам, православным христианам, осознать относительность любых дат и чисел, да и самой категории времени. Как говорил Святитель Григорий Богослов: «У меня дух замирает, когда я представляю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной». С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым! Храни Господь!