?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Дмитрий Барицкий

И изыдóша (вышли) фарисéи и начáша стязáтися (συζητεῖν, спорить) съ Ни́мъ, и́щуще от Негó знáменiя съ небесé, искушáюще (испытывающие) Егó. И воздохнýвъ дýхомъ Свои́мъ, глагóла, чтó рóдъ (поколение) сéй знáменiя и́щетъ? ами́нь (истинно) глагóлю вáмъ, áще дáстъся рóду семý знáменiе. И остáвль и́хъ, влѣ́зъ пáки въ корáбль, и и́де на о́нъ пóлъ (противоположную сторону). И забы́ша ученицы́ Егó взя́ти хлѣ́бы, и рáзвѣ еди́наго хлѣ́ба, не имя́ху съ собóю въ корабли́. И прещáше (διεστέλλετο, приказывал) и́мъ глагóля, зри́те, блюди́теся от квáса (закваски) фарисéйска, и от квáса И́родова. И помышля́ху (рассуждали), дрýгъ кó другу глагóлюще, я́ко хлѣ́бы не и́мамы. И разумѣ́въ (узнав) Iсýсъ, глагóла и́мъ, чтó помышля́ете, я́ко хлѣ́бы не и́мате? не ý ли чюете (не понимаете), ни жé разумѣ́ете (и не сознаёте)? ещé ли окаменéно сéрдце вáше и́мате? óчи имýще, [разве] не ви́дите, и ýши имýще, не слы́шите? и не пóмните ли, егдá пя́ть хлѣ́бы преломи́хъ (разломил) въ (для) пя́ть ты́сящь, коли́ко кóшъ испóлнь (πλήρεις) укрýхъ прiя́сте (κοφίνους, корзин полных кусков взяли)? Глагóлаша Емý, двá нáдесяте (12). Егдá же сéдмь въ четы́ре ты́сящи, коли́ко кóшницъ (σπυρίδων, корзин) исполнéнiя (πληρώματα, полноту) укрýхъ взя́сте? Они́ же рѣ́ша: сéдмь. И глагóла и́мъ, кáко не разумѣ́ете (не понимаете)? Ожидание Мессии, Спасителя, было средоточием всей религиозной жизни еврейского народа. В их сознании это должен был быть великий чудотворец, человек, который при помощи сверхъестественных способностей вернет Израилю былое величие. Поэтому вполне логично, что фарисеи просят Христа совершить какое-нибудь чудо, то есть на деле подтвердить свое мессианство. Однако Господь отказывает. Почему? Ведь, кажется, сотвори чудо, и Твоя миссия выполнена: люди поверят в Тебя и пойдут за Тобой.
Беседуя с учениками в лодке Христос объясняет причину Своего отказа. Оказывается, для того, чтобы человек поверил, одного лишь внешнего события, пусть даже оно будет сверхъестественное, пусть будет поражать воображение, недостаточно. Ведь вспомним, сколько чудес Спаситель уже совершил перед лицом всего иудейского народа и его духовных лидеров! Все же фарисеи не приняли их и не поверили. Этот парадокс религиозной жизни очень точно сформулировал Достоевский: «не вера рождается от чуда, а чудо от веры». Для того, чтобы признать Иисуса Христом и Мессией в сердце человека уже должны быть какие-то предпосылки. Оно должно быть настроено на определенный лад. А произошло это или нет — зависит не от Бога, Который бережно хранит нашу духовную свободу, но всецело от самого человека. От его усердной внутренней работы. Вот это внутреннее делание и чуждо фарисеям. Их сердца не готовы. Потому Христос им отказывает. Ведь какое чудо ни сотвори, в их глазах это будет в лучшем случае всего лишь хитроумный фокус. Такое состояние Господь и называет закваской фарисейской и Иродовой. Это то сердечное окаменение, которое делает невозможным адекватно воспринимать действительность, не позволяет человеку увидеть, как Бог присутствует в его жизни. Спаситель предостерегает от этого состояния и Своих учеников. Ведь, несмотря на близость к Учителю, они также в некоторой степени заражены этим внутренним недугом: подобно фарисеям, не могут проникнуть в смысл поступков и слов Христа. Поэтому словами «смотрите», Он призывает их к напряженной внутренней работе над своей душой. Безусловно, эти слова обращены и ко всем нам. Мало быть крещеным человеком, мало ходить в храм и соблюдать церковные установления. Зачастую все это внешняя механическая работа. Необходимо еще и кропотливым трудом правильно организовать работу своего сердца, то есть свою внутреннюю жизнь, то, что скрыто от посторонних глаз. Только в этом случае любое даже самое будничное событие мы будем воспринимать как чудо и явное свидетельство о присутствии в нашей жизни Христа Спасителя.