?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: священник Дмитрий Барицкий

Вó время óно прiи́де Iсусъ въ Виѳсаи́ду, и приведóша къ Немý слѣ́па, и моля́ху Егó, да егó кóснет. И éмь зáруку слѣпáго, изведé егó вóнъ изъ вéси, и плю́нувъ на óчи егó, и воз­лóжь рýцѣ нáнь, вопрашá­ше егó, áще чтó ви́дитъ? И воз­зрѣ́въ глагóлаше, ви́жу человѣ́ки я́ко дрéвiе ходя́ще. Потóмъ же пáки воз­ложи́ рýцѣ на óчи егó, и сотвори́ егó прозрѣ́ти, и утвори́ся, и узрѣ́ свѣ́тло всé. И послá егó въ дóмъ егó, глагóля, ни въ вéсь вни́ди, ни повѣ́ждь комý въ вéси. Не все, что совершал и говорил Христос во время Своей проповеди для нас может быть до конца понятно. Однако, очевидно, ни одно Его слово, ни один его поступок не были случайными и бессмысленными. Все они исполнены любовью и заботой о человеке. Яркий тому пример — событие, о котором рассказывает сегодняшний евангельский отрывок. Господь совершает над слепым странные манипуляции: плюет ему на глаза. Зачем? Ведь Он спокойно может исцелить его всего лишь единственным словом? Кстати, нечто похожее мы встречаем и в других местах Евангелия. Исцеляя глухого и косноязычного человека, Спаситель сначала вкладывает ему пальцы в уши, а затем, плюнув, касается языка. Все это не случайно. Дело в том, что в сознании древнего человека, слюна обладала целительными свойствами. По свидетельству римского историка Тацита, некоторые врачи перед тем, как касаться больного органа, плевали на свои пальцы. То есть Господь использует те методы, которые для Его современников были привычны и являлись непременным атрибутом врачебного ритуала. Чего-то подобного подсознательно требовал житейский опыт слепого. Это дарило ему спокойствие и уверенность. Внимание к таким казалось бы мелочам — яркое свидетельство заботы Спасителя о людях. Он оберегает человека от ненужного волнения и старается оказать ему всяческую поддержку, даже если она выглядит весьма незначительной. Этой же причиной можно объяснить и другие странные моменты. Слепой получает исцеление не сразу. Оно происходит в два этапа. Внезапное возвращение зрения могло шокировать больного. Он выходил на яркий свет после длительного пребывания во тьме. Поэтому Господь старается максимально предотвратить стресс. Заботой о больном можно объяснить и то, почему Христос исцеляет его за пределами селения. Толпы любопытных могли испугать того, кто привык находиться в одиночестве. Как и к свету, он должен был постепенно привыкнуть к людям. Но Господь заботится не только о слепом. Евангелие свидетельствует, что многие жители Вифсаиды, города, в котором и произошло чудо, отличались своим неверием и были настроены против Христа. А поэтому, как говорит блж. Феофилакт Болгарский, Господь не совершает чуда перед ними, чтобы лишний раз их не провоцировать. Ведь наверняка они скептически отнесутся ко всему произошедшему, будут осуждать Спасителя, злословить Его и нагрешат еще больше. Зная об этом цинизме горожан, Спаситель запрещает исцеленному даже рассказывать о том, что произошло, исключая всякий повод для греха и сохраняя жителей от наказания за этот грех. С подобной заботой и осторожностью Господь действует в судьбе каждого человека. Он возвращает нам зрение постепенно — не внезапно, но через различные естественные обстоятельства жизни. Словно гениальный гроссмейстер, Он составляет из них такие сложные и мудрые комбинации, что в каждый момент мы имеем максимально благоприятные условия, чтобы впустить в свое сердце еще немного Божественного света. Все, что от нас требуется, так это лишь усилие сделать шаг Ему навстречу и желание прозреть.