?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: протоиерей Вячеслав Резников

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Однажды Господь исцелил слепого. Причем, на этот раз Он совершил семь действий: «взял слепого за руку» — «вывел его вон из селения» — плюнул «ему на глаза» — «спросил его, видит ли что?» — «опять возложил руки на глаза ему» — «велел ему взглянуть» — «послал его домой». Здесь — прообраз истории нашего спасения. Не сразу. Длительно и мучительно, как и все в мире. Как сегодня слепца, так и тогда: первое, что сделал Бог, — «взял их за руку, чтобы вывести из земли Египетской» (Иер. 31, 32). После первого исцеления слепец сказал: «вижу проходящих людей, как деревья». Хорошо хоть что-то видеть! Но — видеть людей как деревья, — все равно, что не видеть их вообще. Как и ветхозаветный храм, или, иначе, скиния собрания. Она и приближала Бога, и закрывала Его. Апостол напомнил, что в третью часть, во Святое Святых, мог входить только Первосвященник, и только раз в год. Тем самым «Дух Святый показывает, что» для всего народа «еще не открыт путь во святилище». И он не откроется, именно «доколе стоит прежня скиния». И это «есть образ» дохристианского «времени». Это — воплощение бессилия. Без конца приносятся «дары и жертвы», но никогда кровь жертвенных животных не сможет «сделать в совести совершенным приносящего». Количество никогда не перейдет в качество. Так все и будет, «как деревья». «До времени исправления». До времени нового завета, до второго, окончательно исцеления. Слово «завет» родственно слову «завещание». А «где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя». «Оно не имеет силы, когда завещатель жив». Наглядное выражение смерти — кровь. «Первый завет» тоже был утвержден «не без крови». «Моисей, произнесши все заповеди», «взял кровь тельцов и козлов», «и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: «это кровь завета, который заповедал вам Бог». Но Моисей не именуется «ходатаем». «Ходатаем нового завета» апостол Павел называет только Иисуса Христа. «Ходатай», это как бы посланник. Он — Ходатай от Бога, от Завещателя. Он же, собственно, и есть Завещатель. И он ходатайствует перед нами, чтобы мы, «призванные к вечному наследию», в результате Его смерти, «получили обетованное». Но Он же и Ходатай за нас пред Богом. Единственный Ходатай. Ибо, если «человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем» (1 Цар. 2, 25)? А Господь, по словам пророка Исаии, «понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53, 12) . Но необходимо, чтобы и сам слепой, увидев деревья, не счел «в совести своей», что это и есть люди. Наверное, отчасти благодаря этому, наш слепец вторым усилием Господа был «исцелен, и стал видеть все ясно». А сколько духовно полуслепых, и при этом самоуверенных и самодовольных, которые так и не хотят ничего больше видеть!