?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: игумен Кирилл (Сахаров)

Как известно, 20 декабря Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий с группой студентов Духовного училища посетил Сретенскую Духовную Семинарию. Целью посещения было ознакомление с процессом обучения и его методикой в этом духовном учебном заведении РПЦ МП (входит в пятерку самых престижных). Были осмотрены собор в честь Сретения Владимирской иконы Богородицы (70-е годы 17 века) ― здесь особое внимание привлекли настенные фрески и икона Преображения (15 век). Отрадно было увидеть роспись в каноническом стиле в новом монастырском соборе в честь Воскресения Христова и Новомучеников и особенно прекрасный баптистерий в нижнем храме собора. В монастырской трапезной состоялась беседа с ректором семинарии, наместником монастыря епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым). Интересно, что среди преподавателей семинарии –известный представитель Федосеевского согласия М.О. Шахов ― он проводит здесь занятия по юридическим вопросам. Состоялся разговор по широкому спектру вопросов. Отмечу лишь те моменты, которые касаются старообрядчества. После того как состоялся обмен подарками, епископ Тихон особо отметил церковный календарь РПСЦ,содержащий ценные богослужебные указания. О Патриархе Никоне. Сначала владыка под влиянием известного церковного историка протоиерея Льва Лебедева испытывал определенный пиетет перед его личностью, хотел даже сделать постановку о нем. По мере же изучения реформы, проведенной им, убедился в ее насильственном характере, поспешности и недоброкачественности (в качестве примеров были приведены тексты Херувимской песни и покаянной молитвы прп. Ефрема Сирина). «Все разумные православные христиане в Московском Патриархате абсолютно с Вами согласны ― убеждать их не надо.В дореформенных текстах более ясный смысл. Раскол был трагедией», ― отметил он. Прозвучали слова о безусловном значении именно погружательного способа крещения. Мне Бог на душу положил произнести слово в защиту епископа Павла Коломенского. За несколько дней до встречи мы стали поминать его на службах в нашем храме. Я много думал об этом исповеднике. Хотелось углубить след от предстоящей встречи. Я сказал примерно следующее: «Патриарх Никон поступил волюнтаристски, его реформа стартовала с выхода “Памяти”, предписывающей переход с двуперстия на троеперстие и отмену земных поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина. Единолично он не имел права так поступать, т. к. за двуперстием стоял авторитет Стоглавого Собора, который в свою очередь опирался на аналогичное соборное постановление Древневизантийской Церкви. Епископ Павел, как об этом свидетельствует в своих записях архидиакон Павел Алеппский, открыто выступил в защиту старых книг и против отмены земных поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина. Мы не согласны принять новую веру”, ― решительно заявил исповедник. Спор закончился тем, что Никон сорвал с Павла мантию и собственоручно избил его. Епископа сослали в Палеостровский монастырь, где он находился в довольно тяжелых условиях. В 1656 году его перевели под более строгий надзор в Новгородский Хутынский монастырь. Здесь владыка стал юродствовать. В конце концов он был сожжен в срубе в Великий четверток в 1658 году». Епископ Тихон эмоционально отреагировал на мой рассказ: «Это была невинная жертва!» Отметил я важность для РПЦ МП, по примеру Русской Зарубежной Церкви, выразить сожаление, принести покаяние за кровавые гонения на ревнителей древнего благочестия. Еще предложил открыть в церковном календаре Московского Патриархата рубрику «Из древнерусского богослужебного наследия» и для начала опубликовать в ней тексты утренних и вечерних молитв по старопечатному тексту. Обратил внимание на некоторый разнобой в росписи нового монастырского собора, когда один и тот же святой изображается то с двуперстным благословением, то именословным. Предложил Владыке Тихону «по примеру митрополита Иллариона», совершить Литургию по старому обряду, обещая снабдить его необходимыми пособиями. В день престольного праздника собора (7 февраля) епископ Тихон благословил совершить в нем молебен по старому обряду.