
Глагóлаше же: комý подóбно éсть Цáрствiе Бóжiе? и комý уподóблю é? Подóбно éсть зернý горýшну, éже прiéмъ человѣ́къ, ввéрже въ виногрáдъ свóй, и возрастé, и бы́сть дрéво вéлiе, и пти́цы небéсныя всели́шася въ вѣ́твiе егó. И пáкы речé, комý уподóблю Цáрствiе Бóжiе? подóбно éсть квáсу, éже прiéмши женá, съкры́ въ муцѣ́ сáта три, дóндеже вски́се всé. И прохождáше сквόзѣ грáды и вéси, учá, и шéствiе творя́ во Iеросали́мъ. Речé же нѣ́кiи Емý, Гóсподи, áще мáло éсть спасáющихся? О́нъ же речé къ ни́мъ, подвизáйтеся (ἀγωνίζεσθε) вни́ти сквозѣ́ тѣ́сная вратá; я́ко мнóзи глагóлю вáмъ взы́щутъ вни́ти, и не возмóгутъ. Отнéли же въстáнетъ дóму влады́ка, и затвори́тъ двéри, и нáчнете внѣ́ стоя́ти и ударя́ти въ двéри глагóлюще, Гóсподи, Гóсподи отвéрзи нáмъ. И отвѣщáвъ речéтъ вáмъ, не вѣ́дѣ вáсъ откýду естé. Тогдá нáчнете глагóлати, ядóхомъ предъ тобóю и пи́хомъ, и на распýтiихъ нáшихъ учи́лъ еси́. И речéтъ, глагóлю вáмъ, не вѣ́мъ вáсъ, откýду естé, отступи́те от Менé вси́ дѣ́лателiе непрáвдѣ. Тý бýдетъ плáчъ и скрéжетъ зубóмъ. Егдá ýзрите Авраáма, и Iсаáка, и Iáкова, и вся́ прорóкы въ Цáрствiи Бóжiи, вáсъ же изгони́мыхъ вóнъ. И прiи́дутъ от востóкъ и зáпадъ, и сѣ́вера и ю́га, и возля́гутъ въ Цáрствiи Бóжiи. И сé сýть послѣ́днiи, и́же бýдутъ пéрви, и сýть пéрвiи, и́же бýдутъ послѣ́дни. Среди прихожан нашего храма есть один мужчина, в беседах с которым мы постоянно приходим к одной и той же теме. К рассуждению о двух путях, тех, о которых говорит сегодняшнее евангельское чтение. О пути широких и о пути узких врат. Этот, столь любимый Господом Исусом Христом образ, не оставил без внимания, пожалуй, ни один толкователь и ни один проповедник. С этим образом всё и всем понятно: есть жизнь по собственной воле, это широкие врата, а есть жизнь по заповедям, это узкие врата. С тем нашим прихожанином мы упираемся в одни и те же мысли: ему кажется, что есть какой-то видимый критерий, что есть такой образ жизни, который гарантирует прохождение узкими вратами. К примеру, монашество или священство. А мне приходится доказывать, что никаких гарантий не существует. Что выбор того или иного пути — это не какое-то разовое действие, это ежесекундный выбор. И неважно, кто ты и что ты, в каких одеждах ты ходишь, где работаешь и где живёшь. Этот выбор необходимо будет делать всегда, до самой последней секунды. Само то греческое слово, которое переведено русским словом «подвизайтесь» в Христовой фразе «подвизайтесь войти сквозь тесные врата», означает ни что иное, как участие в спортивном состязании, борьбу и стремление сделать что-либо с большим рвением, прилагая все усилия. В этом слове есть динамика и нет никакого намёка на возможность статичного покоя. Именно поэтому апостол Павел писал, чтобы каждый оставался в том звании, в котором был призван (ср. 1 Кор. 7:20). Потому что изменение социального статуса, смена места работы, женитьба или принятие монашества не способны помочь начать принимать верные, с точки зрения жизни вечной, решения. Такие решение целиком зависят от того, что святитель Феофан Затворник называл решимостью. Решимостью следовать словам Христа. А эта решимость возможна лишь тогда, когда есть у человека постоянная молитва, которая «обнаруживается устремлением… ума и сердца к Богу».