petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

«Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина

В VI‒VII вв. в Сирии заметно было «зна­чительное увлечение аскетическим идеалом жизни древней Церкви» или начального монашества. Это увлечение отра­зилось и в сирской литературе, отмеченное появлением многих аскетических сочинений. Первое место среди них принадлежит, бесспорно, творениям св. Исаака. И теперь даже, когда прошло целых 15 веков со времени их написания, эти сочинения полны свежего инте­реса, замечательно оригинальны и глубоко поучительны. Для тех, кто еще не знаком с этим духовным сокровищем, мы предлагаем книгу, в которой собраны «Слова подвижнические» преподобного Исаака Сирина. Сборник вышел в свет в Издательстве Лепта. Святой Исаак Сирин ― великий психолог и философ, что видно, например, хотя бы из одного его учения о ведении и вере. Он ― удивительный знаток Священного Писания Нового и Ветхого Завета и обширной аскетической литературы, греческой и, по всей вероятности, своей родной, сирской. Он ― мудрый и опытный наставник, и руководитель в христианской духовной жизни. «Долгое время искушаемый в десных и шуих, ― пишет сам св. Исаак, — многократно изведав себя сими двумя способами, прияв на себя бесчисленные удары противника и сподобившись втайне великих вспоможений, в продолжение многих лет снискал я опытность и по благодати Божией опытно дознал следующее», что и предлагает «для возбуждения и просвещения душ» своих читателей. По словам издателей, целую тысячу лет по смерти прп. Исаака Сирина в Европе ничего не знали о нем, кроме его имени и сочинений. Ученые строили догадки о его личности. Одни принимали его за одно лицо с Исааком, пресвитером Антиохийским, известным полемистом и стихотворцем V века. Другие ученые считали его за одно лицо с Исааком, спасавшимся в Италии около города Сполеты, о котором говорит св. Григорий Двоеслов в 3-й книге своих «Диалогов». Греческая же и славянская рукописи с сочинениями прп. Исаака сообщали, что он был епископом Ниневийским и отшельником. Так дело обстояло до 1719 года. Именно тогда в Риме вышла в свет книга, в которой было помещено составленное анонимным автором арабское жизнеописание прп. Исаака. Это жизнеописание, не говоря точно о времени жизни и смерти преподобного, ни о месте его рождения и кончины, дает, однако, довольно много интересных сведений о его жизни.
По этому жизнеописанию, прп. Исаак вместе со своим родным братом поступил в монастырь Map-Матфея. Когда братья стали выдаваться из среды других своею ученостью и подвижничеством, брату св. Исаака было предоставлено начальствование над монастырем и управление монахами. А св. Исаак «по исполнении монашеского порядка», то есть пройдя искус общежития, удалился в отшельническую келлию, находившуюся неподалеку от монастыря, где всецело отдался безмолвию и уединению, отлучив себя от человеческого общества. И хотя брат в частых письмах к нему настаивал, чтобы он вернулся в монастырь, преподобный оставался непоколебимым в своем намерении. Когда же слава о его учености и святости жизни распространилась повсюду, прп. Исаак был возведен на епископский престол города Ниневии. Но не долго пребывал он в этом высоком сане. Увидев грубые нравы жителей этого города и чувствуя себя не в силах исправить их, он отказался от епископства. Кроме того, святой тосковал по тишине и миру отшельнической келлии, поэтому незамедлительно удалился в святую скитскую пустыню. Там он жил до самой смерти, достигнув высочайшего совершенства в богоугодной жизни. Как отмечают издатели, св. Исаак весьма прилежно изучал священные книги, до такой степени, что потерял зрение вследствие пылкости в чтении и своего поста. Есть предание, что, ослепнув, он не прекратил своих литературных занятий, но прибег к помощи писцов-монахов, коим и диктовал свои сочинения. О посте святого отца предание говорит, что он питался только тремя небольшими хлебцами в неделю с малым количеством травы, к вареной же пище и не прикасался. Преподобный Исаак был достаточно сведущ в знании Божественных тайн, о чем свидетельствуют его труды о духовной жизни монахов. Его «Слова подвижнические» были переведены с сирийского языка на греческий в конце IX ‒ начале X веков, и получили широкое распространение в восточно-христианском мире. Первый славянский перевод появился в XIV веке. Зрение духовных глубин, которого сподобился святой, всецелая устремленность к Богу, проникновение в Божественные тайны поставили писания прп. Исаака в один ряд с творениями величайших богословов Вселенской Церкви. Поэтому среди православных подвижников веры и благочестия они всегда пользовались и продолжают пользоваться громадным уважением. Так, например, прп. Петр Дамаскин, писатель XII в., обильно применяет в своих творениях писания св. Исаака Сирина и постоянно ссылается на него. Прп. Никифор Уединенник, подвизавшийся в XIV в. на Афоне, в своем сочинении «О трезвении и хранении сердца» делает выдержку из творений прп. Исаака. Известный русский святой ― прп. Нил Сорский в своем «Уставе о жительстве скитском» постоянно приводит мысли св. Исаака по разным вопросам духовно-нравственной жизни. Печатный славянский перевод «Слов» принадлежит старцу Паисию Величковскому. Он был издан с примечаниями к нему Оптиной Пустынью в 1854 году. Первый русский перевод сочинения появился в «Христианском Чтении» в двадцатые годы прошлого столетия. Перевод, предлагаемый в данном издании, является значительно измененным в сравнении с прежними. Он был сверен с переводом старца Паисия, и тех местах, где оказывались между ними разногласия по смыслу, или где русский перевод внушал подозрения, он был сличен с греческим текстом по изданию архиепископа Никифора Феотокиса, а в нескольких местах еще и с греческими рукописями Московской Синодальной библиотеки. Во многих случаях, в виду трудности для понимания высоких мыслей св. Исаака, издатели сочли необходимым сделать пояснительные примечания к тексту, частично свои собственные, частично ― заимствованные из примечаний к переводу прп. Паисия и Никифора Феотокиса. Hесколько наставлений прп. Исаака, которыми он поучает людей, выбравших путь отречения от мира. «Страх Божий, ― учит святой отец, ― есть начало добродетели. Говорят, что он ― порождение веры и посевается в сердце, когда ум устранен от мирских хлопот, чтобы кружащиеся от парения мысли свои собрать ему в размышлении о будущем восстановлении. Для того, чтобы положить основание добродетели, лучше всего человеку держать себя в устранении от дел житейских и пребывать в слове света стезей правых и святых, какие Духом указал и наименовал псалмопевец (см. Пс. 22:3; 118, 35)». И еще раз прп. Исаак напоминает: «Начало истинной жизни в человеке ― страх Божий. А он не терпит того, чтобы пребывать в чьей-либо душе вместе с парением ума; потому что при служении чувствам сердце отвлекается от услаждения Богом». «Начало пути жизни, по словам святого отца, ― поучаться всегда умом в словесах Божиих и проводить жизнь в нищете. Напоение себя одним содействует усовершению в другом. Если напояешь себя изучением словес Божиих, это помогает преуспеянию в нищете; а преуспеяние в нестяжательности доставляет тебе досуг преуспевать в изучении словес Божиих. Пособие же того и другого содействует к скорому возведению целого здания добродетелей. Сомнение сердца приводит в душу боязнь. А вера может делать произволение твердым и при отсечении членов. В какой мере превозмогает в тебе любовь к плоти, в такой не можешь быть отважным и бестрепетным при многих противоборствах, окружающих любимое тобой. Будь уверен, ― говорит прп. Исаак, ― что ко всякому доброму делу, совершаемому в тебе сознательно или бессознательно, посредниками для тебя были крещение и вера, посредством которых призван ты Господом нашим Исусом Христом на дела Его благие». По словам издателей, аскетические писания прп. Исаака Сирина, епископа Ниневийского, исполнены тонкого духовного ведения и мистического опыта. Они во все времена были излюбленным чтением не только монахов, но и мирян Православной Церкви. Основная тема его духовных сочинений — конечная цель аскетических подвигов: молитвенное созерцание Бога и обожение человека. И хотя преподобный Исаак Сирин писал главным образом для монашествующих, чтение его «Подвижнических слов» научает самоуглублению и вдохновляет на подвиги каждого христианина.
Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author