petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Второе послание апостола Петра: 2 Пет., 64 зач., 1, 10‒19

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Тѣ́мже пáче, брáтiе, потщи́теся извѣ́стно вáше звáнiе и избрáнiе твори́ти. Узнав, что чрез очищение святым крещением он омыт от множества грехов, должно знать, что вместе с очищением получаем и святость, должно бодрствовать, чтобы таким образом сохранить то освящение, без которого никто не увидит Господа. Посему, говорит, братия мои, «более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2 Пет. 1: 10); то есть то огласительное учение, которое вы слышали при вашем избрании, и быть неукоризненными в звании, чтобы не быть вам осужденными в забвении дара Божия, но пребыть твердыми в вашем звании. Сiя́ бо творя́ще, не и́мате согрѣши́ти никогдáже (так поступая, никогда не преткнетесь). Си́це бо оби́лно приподáст­ся вáмъ вхóдъ въ вѣ́чное цáрство Гóспода нáшего и Спáса Исýса Христá (ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Исуса Христа). Сегó рáди не облѣню́ся воспоминáти при́сно вáмъ о си́хъ (для того я никогда не перестану напоминать вам о сем). О чем ―«о сем»? О вышесказанном, именно: добродетели, знании и прочем. Примечай, как прежде апостол хотел побудить страхом ―пришествием Судии, а теперь убеждает обещанием благ ― входом в вечное Царство Божие. Áще и вѣ́дите, и утверждéни естé въ настоя́щей и́стинѣ. Прáведно бо мню́, донéлѣже éсмь въ сéмъ тѣлеси́, возставля́ти вáсъ воспоминáнiемъ, вѣ́дый, я́ко скóро éсть от­ложéнiе тѣлесé мо­егó, я́коже и Госпóдь нáшъ Исýсъ Христóсъ сказá мнѣ́. Чтобы при постоянном напоминании об одном и том же не подумали, будто их осуждают в праздности, и не опечалились, апостол прибавил: «хотя вы знаете и утверждены в настоящей истине». А в объяснение причины постоянного напоминания прибавил то, что он знает, что скоро последует разрешение его от тела. Потщýся же и всегдá имѣ́ти вáсъ по мо­éмъ исхóдѣ пáмять о си́хъ твори́ти (буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память). Некоторые понимают это с такой перестановкой слов: «буду стараться и после моего отшествия приводить вас всегда на память», то есть каждодневно и непрерывно вспоминать, и отсюда выводят мысль, что святые и по смерти помнят остающихся здесь и молятся за живущих. Справедливость сего каждодневно усматривают те, которые призывают божественную благодать святых. Так понимают одни; но другие понимают иначе. Последние читают и понимают сей стих просто: буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда помнили это, то есть мы непрерывно повторяем вам одно и то же для того, чтобы обратить вам это в привычку, чтобы вы чрез постоянное и неизменное усвоение сего избавились от обвинения в непослушании и незнании, но и после смерти моей завещание о сем хранили твердо и неизменно. Не ухищрéн­нымъ бо бáснемъ послѣ́довав­ше сказáхомъ вáмъ си́лу и при­­шé­ст­вiе Гóспода нá­шего Исýса Христá, но самови́дцы бы́в­ше вели́че­ст­вiя óнаго. Требуя со стороны верующих строгого внимания к своему благовествованию и долго настаивая на этом, хотя они знают и не раз слышали, апостол говорит теперь: не напрасно я останавливаюсь на этом, но потому, что сознаю всю важность этого. Почему же? Потому что, когда мы возвещали вам силу и пришествие Господа, мы не пользовались человеческой мудростью в отношении к вам и не обольщали вашего слуха красноречием, как язычники и еретики. Ибо язычники обольщают красотой и поэмами, а еретики – вымыслами (вероятно, они уже начинали и тогда появляться). Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали вам учение простым, безыскусным словом, как и Павел говорит коринфянам (см.: 1 Кор. 2: 4, 13), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору. Апостол говорит о славе Единородного, которая явлена была апостолам в Преображении, и о гласе Отца, который слышали они сошедшим на Господа с неба от Отца. А как мы из самых дел узнали предвозвещенное пророками, то и почитаем пророчество их вернейшим. Ибо слова оправдались событиями. Поэтому и вы хорошо делаете, что внимаете пророчеству, то есть предсказаниям пророков, хотя пророки в свое время говорили и не совсем ясно. Прiéмъ бо от Бóга Отцá чéсть и слáву, глáсу при­­шéдшу къ немý от­ велелѣ́пныя слáвы: сéй éсть Сы́нъ мóй воз­лю́блен­ный, о нéмже áзъ благо­извóлихъ. И сéй глáсъ мы́ слы́шахомъ съ небесé сшéдшь, съ ни́мъ сýще на горѣ́ святѣ́й (ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе). Не потому, что есть какое-либо пророчество о сошедшем с неба гласе Отца, но потому, что из этого гласа Отца с неба, засвидетельствовавшего сыновство Исуса Христа, мы убедились, что все открытое чрез пророков непререкаемо относится к Тому, о Ком свидетельствует Отец. А свидетельство Отца о сыновстве Господа нашего Исуса Христа мы знаем троекратно: одно ― при Крещении (Мф. 3: 17), другое ― пред страданиями, когда сказано: и прославил, и еще прославлю (Ин. 12: 28). И третье ― на горе Фавор (Мф. 17: 5). И и́мамы извѣ́стнѣйшее прорóческое слóво: емýже внимáюще я́коже свѣти́лу сiя́ющу въ тéмнѣмъ мѣ́стѣ, дóбрѣ творитé, дóндеже дéнь озари́тъ, и ден­ни́ца воз­сiя́етъ въ сердцáхъ вáшихъ (и притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших). Внимая, говорит, предсказаниям пророков, вы не обманетесь в своей надежде. Ибо в свое время они оправдаются самыми делами, которые и назвал апостол «днем», продолжая переносную речь, ибо тут же сказал о светильнике, о темном месте, которое и есть ночь. Итак, когда, говорит, наступит «день», то есть явление событий, тогда «в сердцах ваших взойдет утренняя звезда», то есть пришествие Христово, предвозвещенное пророками, и как истинный свет осветит сердца ваши.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author