petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог. Преподобный Антоний Римлянин. Православный календарь на 3 (16) августа

Авторы: святитель Николай Сербский; Михаил Тюренков

16 августа (3 августа по «старому стилю» ― церковному юлианскому календарю). Неделя 10-я по Пятидесятнице (десятое воскресение после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Третий день Успенского поста. По церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется горячая пища с растительным маслом. Многие верующие не в полной мере соблюдают уставные строгости поста, но важно помнить, что любые послабления необходимо согласовывать с духовником. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память восьмерых святых. Далее коротко расскажем о каждом из них.


Преподобные Исаакий, Далмат и Фавста Далматские. Святые IV‒V веков от Рождества Христова, игумены знаменитой Далматской обители (св. Исаакий празднуется также и отдельно 30 мая). Преподобный Исаакий, в честь которого освящен легендарный Исаакиевский собор нашей Имперской столицы Санкт-Петербурга, жил в IV веке и совершал свои монашеские подвиги в пустыне. В годы царствования императора Валента, еретики-ариане начали преследования православных. Узнав о гонениях, отец Исаакий пришел в Константинополь и обратился к императору: «Отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе, ты победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, погибнешь в огне». Преподобного заточили в темнице, и вскоре его пророчество сбылось: варвары-готы одержали победу над войсками императора, а сам Валент погиб в огне. После известия об этом преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка. Скончался святой в глубокой старости в 383 году. «Святой Далмат был военачальником при царе Феодосии Великом и пользовался уважением царя. Но презрев для Бога всё светское, он оставил свой чин, взял своего единственного сына Фавсту и с ним пошёл в пределы царьградские, в обитель святого Исаакия, который постриг их в иночество. Далмат был всецело предан богоугодной жизни, чему радовался старец Исаакий. И когда Исаакий приблизился к смертному часу, то поставил Далмата игуменом вместо себя. [Прп. Далмат был преемником святого Исаакия.] Позднее та обитель по Далмату стала называться Далматской. Далмат предавался посту иногда и по 40 дней. Постом и молитвой он победил невидимую силу демонскую. Участвовал в III (Эфесском) Вселенском Соборе, [осудившем в 431 году несторианскую ересь, умалявшую Божественную природу Христа,] и боролся против ереси Нестория и прославился как ревностный защитник Православной веры. Угодив Богу, преставился мирно в V веке. [Скончался святой старец в 90-летнем возрасте после 446 года от Рождества Христова.] Сын его Фавста подражал отцу во всём [и также стал его преемником в Далматской обители], строго соблюдал обеты иноческие, [прославился своим строжайшим постничеством и] мирно скончался в той же обители» (святитель Николай Сербский, Охридский Пролог). «Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец, рождён в Риме в 1086 году от благочестивых и богатых родителей. В то время отделилась Римская церковь от Восточной, и все те, кто остался верным Церкви Восточной, были гонимы римским клиром. Между гонимыми был и Антоний. Он раздал всё унаследованное имение и принял монашество. Подвизался в молитве, стоя на пустынном морском утёсе. Скала тем временем чудным образом отделилась от своего основания и приплыла в Новгород. Там его с любовью принял архиерей Никита и помог воздвигнуть церковь Пресвятой Богородице, где после был основан монастырь. Преподобный Антоний долго был игуменом того монастыря, являя благодатную великую силу через многие чудеса, скончался мирно в 1146 году и переселился во дворы Господни.
Человек на мёртвой скале,
Море волнами дышит в тревоге,
Бога Антоний имеет в уме,
Ум свой держит молитвенно в Боге.
Воздыхания сердца возносит он ввысь,
И слезами заполнены очи.
На рассвете сказал ему Ангел: «Очнись!
На скале ты плывёшь в путь далече».
Но Антоний не ропщет – скала держит путь,
Возмутилась морская стихия.
Преподобный стихий не боится ничуть –
В сердце звучит Литургия.
Миром Промысл правит, случайностей нет,
Он даёт нам свободу в Законе.
Дивен Бог во Святых – в этом ответ,
Отчего в Русских святцах Антоний.
В Новеграде Великом творя чудеса,
Возрастал он в постах и смиренье.
Глас небесный всем нам – воскрешайте сердца!
Жертва Богу – души сокрушенье.
Ладан жертвенный – благоуханье молитв.
Зло низложится их ароматом.
И нет выше победы, чем в прощенье обид,
Для души, что сражается с адом.
Грех есть смерть, Бог поможет его победить,
Воскрешая сердец наших нивы.
Преподобный Антоний, мы будем молить,
Ведь у Бога от века все живы.
(в изложении Александра Сороковикова).
Рассуждение. Святые мужи очень прилежно читали Священное Писание, углубляясь в каждое слово и поставляя себя перед зеркалом Слова Божия как перед Страшным Судом. Так велико было их прилежание в том, что многие из них предпринимали далёкое путешествие только затем, чтобы опытный духовный мудрец истолковал им некое слово или изречение из Священного Писания. Если было возможно, прибегали к переписке. Таким образом, составлялись целые сборники писем Святых Отцов, таких как: свтт. Василия, Григория, Иоанна Златоуста, прпп. Исидора Пелусиота, Нила Синайского и многих других. Святой Косма задумался однажды над словами Господа Исуса, обращёнными к ученикам, когда Он спросил их, имеют ли они меч, и над их ответом: Вот здесь два меча. Христос же им сказал: Довольно (Лк. 22: 38). Не сумев истолковать это место в Евангелии, Косма направился через пустыню в удалённую лавру, называемую Пирга, к знаменитому авве Феофилу за разъяснением. С великими муками достиг он своей цели, Феофил ему объяснил: «Два меча означают два вида богоугодного жития: делания и видения, то есть труд и углубление ума в богомыслие и молитву. Кто имеет эти две добродетели, тот совершенен». Созерцание. Да созерцаю неблагодарность евреев Богу Избавителю и казнь Божию (см.: Суд. 13): Как сыны израилевы опять делали зло перед Господом. Как их предал Господь в руки филистимлян на 40 лет. Как неблагодарность одного освобождённого народа по отношению к Богу Освободителю и сегодня казнится рабством на чужбине. Беседа: о неблагодарности людской, даже скотам неведомой. Позна̀ во́лъ стѧжа́вшаго и, и҆ ѻ҆се́лъ ясли господи́на своегѡ̀: Израи҃ль же Менє̀ не позна̀, и҆ лю́дїе Моѝ не разумѣ́ша (Ис. 1: 3). Благодарностью животных страшным образом обличается неблагодарность людей. Когда безсловесный вол знает, кто его господин, и когда осёл знает, чьи это ясли, из которых кормится, как же словесный человек не знает о Боге, своём Творце и Хранителе? Израиль означает «Боговидец». И каждый разумный человек должен быть боговидцем, чтобы знать Бога, чувствовать присутствие Бога, служить Богу, как некогда кроткий и дивный Иаков. Но когда разумный человек, чьё достоинство заключается в том, чтобы познавать Бога, не познаёт Его, т.е. когда боговидец становится слепцом, тогда-то вол и осёл возвышаются в достоинстве над таким человеком. Ведь вол хорошо знает господина своего, и осёл хорошо знает кормильца своего. В то время как среди людей существуют такие (чаще всего они бывают вождями), которые не знают своего Господина и Кормильца своего. Безбожие – самая страшная болезнь во всей вселенной, присущая только человеку. Безбожие есть болезнь не животных, но людей и относится к людям, которым предопределено быть боговидцами, утратившими боголюбие, от чего они становятся беднее вола и осла! Это видение Исаии, сына Амосова, пророка Божиего. О, Боже кроткого Иакова, Израиля, просвещённого Боговидца, помоги нам сохранить достоинство своё человеческое, чтобы каждый день и час познавали и признавали с благодарностью Тебя как Господина своего и Питателя. Тебе слава и хвала вовеки веком. Аминь» (святитель Николай Сербский, Охридский Пролог). В Великом Новгороде на правом берегу реки Волхов находится одна из самых древних русских православных обителей ― Антониев монастырь XII века от Рождества Христова. К сожалению, в этих святых стенах после богоборческих десятилетий так и не возродилась полнокровная церковная жизнь. Тем не менее, саму обитель и многие ее святыни удалось сберечь. И сегодня ее поистине уникальный архитектурный комплекс считается одним из самых ценных объектов, входящих в список культурного наследия нашей страны. Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин. Святой чудом попал в Великий Новгород. Будучи римлянином, преподобный Антоний сохранял верность Православию. Покинув разоренную католиками православную обитель, он уединенно молился на приморской скале пока камень не отломился и не упал в море. После чего чудесным образом в трехдневный срок преподобный Антоний на этом камне доплыл до Великого Новгорода, где основал монастырь и снискал славу великого подвижника и чудотворца. Долгие годы Антониева обитель была крупнейшим духовным центром Великого Новгорода. Так, именно здесь в XVIII веке была основана Новгородская духовная семинария, самым известным выпускником которой стал святитель Тихон Задонский. Однако в 1918 году семинария была закрыта большевиками, а два года спустя был упразднён и сам Антониев монастырь. Мощи преподобного Антония на долгие годы были утрачены, и лишь совсем недавно обретены учеными и переданы Русской Православной Церкви. «Преподобный Косма-скопец был монахом Лавры Фаранской, отлично знающим Священное Писание. Так высоко ценил труды святого Афанасия Великого, что говорил своему ученику: «Когда слышишь какое-нибудь слово из книги святого Афанасия и не имеешь бумаги, то запиши на своей одежде». В глубокой старости пришёл в Антиохию к патриарху Григорию († 584) и тут скончался. Патриарх велел похоронитьтело Космы в Патриаршем монастыре. Один человек часто приходил на гроб Космы и, чествуя Святого, молился тут Богу. Когда его спросили, почему он так делает, ответил, что 12 лет был парализован, а Косма его исцелил. Святая Саломия, мироносица. Мать святых апостолов Иакова и Иоанна, жена Зеведеева и дочь обручника Пресвятой Богородицы. Служила Господу во время Его земной жизни и удостоилась быть между первовестниками Воскресения Его» (святитель Николай Сербский, Охридский Пролог). Мученик Ражден Карталинский, перс. Святой Грузинской Православной Церкви V века от Рождества Христова. Рожденный в зороастрийской вере, святой Ражден в сознательном возрасте принял христианство. В годы кровопролитной войны между Персией и Империей ромеев (Византией) этот страдалец отказался отречься от Христа и, подобно Спасителю, был распят единокровными ему персами на кресте. Преподобный Косма Фаранский (Палестинский), Антиохийский, отшельник. Этот святой VI века от Рождества Христова жил и совершал свои монашеские подвиги в Фаранской пустыне в Палестине. Согласно строкам жития, это был «строгий постник, твердый хранитель Православной веры и догматов церковных, глубоко знавший Священное Писание и творения отцов Церкви». Священномученики Вячеслав Луканин, диакон, и Николай Померанцев, пресвитер. Русские святые XX столетия, пострадавшие в годы советских богоборческих гонений: отец Вячеслав в их начале ― в 1918 году, а отец Николай ― в период так называемого «Большого террора» в 1938 году. Оба святых страдальца за Христа и Его Церковь были прославлены в лике святых в числе многотысячного сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поздравляем всех православных христиан с памятью сегодняшних святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, особенно рады поздравить с именинами!

Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author