petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Книга пророка Захарии: На 6-м часе: Зах. 8, 7‒17

Авторы: святитель Кирилл Александрийский; преподобный Ефрем Сирин; П. А. Юнгеров

7–8. Си́це (так) глагóлетъ Госпóдь Вседержи́тель, сé (вот) Азъ спасý лю́ди (народ) Моя́ от (из) земли́ востóчныя, и от земли́ зáпадныя; и введý я (их) въ зéмлю и́хъ… Древле Бог спас потомков Израиля, рассеянных войною, собирая их во Иеросалим и обитая среди них, когда они воздвигли Божественный храм, и получили опять возможность умилостивлять Его установленными законом жертвами, совершать молитвы и торжествовать праздники. Но сказать, что спасет Свой народ с востока и с запада по справедливости прилично только Еммануилу, Который призвал всю вселенную, уловив верою живущих на концах земли и собрав все сонмище народов во святой по истине и славный град, который есть Церковь Бога жива, Небесный Иеросалим. И вселю́ся (поселюсь) посредѣ́ Iеросали́ма, и бýдутъ Ми́ въ лю́ди (народом) в Иеросалиме те самые, которые были рабами всех народов. Он и вселился среди нее (Церкви), ибо Он сделался подобным нам — с человеки поживе во плоти (Вар. 3, 38); и об этом предвозвестил нам Бог чрез другого пророка, говоря: дерзай Сионе, да не ослабеют руце твои. Господь Бог твой в тебе, силный спасет тя: наведет на тя веселие, и обновит тя в любви Своей (Соф. 3, 16‒17). Но Он и с нами пребывает, ибо Он не оставил нас сирыми, но послал вместо Себя Утешителя и чрез Него пребывает с любящими Его (Ин. 14, 16‒18), о чем свидетельствует, говоря: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Итак, народом Его сделались бывшие некогда не народом. И Азъ бýду и́мъ въ Бóга вои́стинну и въ прáвду: мы признали Его Богом и притом в истине и правде, ибо мы не привязаны к образам и теням, подобно приверженцам буквы, но приняв в ум и сердце свет евангельской проповеди, совершаем истинное служение и, крепко преданные приятной Ему правде, мы совершаем поклонение духом; ибо дух есть Бог, как говорит Сам Сын, и иже кланяется ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 24).

9. Си́це глагóлетъ Госпóдь Вседержи́тель, да укрѣпя́тся рýки вáша слы́шащихъ вó дни си́ словесá си́ от ýстъ прорóческихъ… Бог всяческих часто обещает любящим Его то, что превышает ожидания, и никогда не говорит лжи, но Своею силою и неизреченным могуществом благовременно и беспрепятственно исполняет то, что хочет. Нам же следует, не ослабевая в вере, постоянно свидетельствовать о Нем, что Он может совершить все весьма легко, — мужественно решаться на такие дела, чрез которые мы соделаемся славными и приобретем славный венец добродетели, — повиноваться Его словам и стараться следовать таким руководителям, которые некогда были самыми верными провозвестниками нам Божественных откровений. Господь наш чрез Святых пророков обетовал блага вочеловечения, и что касается умов человеческих, то, повествуя о величии благодатных даров, Он, как я недавно сказал, возбуждал в них неверие. Но мы, с готовностью и покорностью преклоняя выю ума своего пред руководителями благочестия, верою совершили и нечто такое, что превыше ума человеческого. Временем же подобающим для дарования благ и для нашего повиновения служит время откровения (объявления об основании) Церкви. Смотри, как Бог всяческих повелел нам укрепляться в наших обязанностях и совершать добрые дела и повиноваться словам пророков от негó же днé (с того дня, как) основáся хрáмъ Гóспода Вседержи́теля, и Цéркви отнѣле же создáся (как построена). 10 Занé (ибо) прéжде днíй óнѣхъ (тех, то есть прежде восстановления храма) мздá (возмездия) человѣ́комъ не бѣ́ во успѣ́хъ, и мздá скотóмъ (животным) не бя́ше, ибо земледельцы оставались без награды за труд и, совсем не собрав плодов, вместе с утомленными волами удалялись с полей, и исходя́щему и входя́щему не бѣ́ ми́ра (покоя) от печáли (по причине скорби), разумеет тех, которые приходят в город или ради торговых занятий, или ради других дел; у них не было мира, потому что соседние народы огорчали Израиля и каждый смотрел на близкого родственника, или брата, или соседа, как на одного из жестоких врагов. Прежде вочеловечения Единородного и прежде возникновения Церкви ни людям, ни скотам не было никакой пользы; ибо те, которые считались в этой жизни разумнейшими и славились мудростью, которые и действительно могли бы считаться людьми, совершали напрасный и бесполезный труд над науками, будучи не в состоянии ни написать, ни уразуметь и ни сказать другим что-нибудь необходимое. Подобным образом и те, которые проводят грубую и скотскую жизнь, проводили жизнь без мзды; ибо они не могли совершить ничего похвального в очах Божиих. Но совсем не было и мира на земле, потому что полчище бесов все приводило в замешательство и наполняло землю смятением, так что дела и мысли всех находились как бы в смятении и колебании и не имели в себе ничего прочного. И послю́ (ἐξαποστελῶ синод. допускал) вся́(кому) человѣ́ки когóждо [восставать] на и́скренняго (ближнего) своегó (букв. высылать буду каждого на ближнего своего). Израильтяне пришли из Вавилона во святой город: но у них не было святыни на месте, после того как у них разрушен был древний храм, — не было жертвы и возлияния, потому что не было жертвенника. Тогда Бог побуждал их приложить самое горячее попечение о необходимейшем, — построить храм и соорудить в нем божественный жертвенник, так чтобы они имели возможность благообразно совершать установленное законом и умилостивлять Бога всяческих. Но они под разными предлогами откладывали это дело. Оскорбляя этим Бога, они были поражаемы частыми, друг за другом следующими ударами, неурожаями, говорю, засухами, нападениями и набегами соседних народов. Бог всяческих обвинял их в лености, так говоря устами пророка Аггея: людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень. Аще время убо вам есть жити в домех истесанных, храм же Господу не создася (Агг. 1, 2, 4). За то, что они предались лености, они постоянно поражаемы были скудостью в самом необходимом и войнами с соседями. Когда же они воздвигли храм, — прекратились действия гнева Божественного; у них во всем было довольство, и они наслаждались большим благополучием. 11–12 И (а) ны́нѣ не (как в) по днéмъ óнемъ пéрвымъ (прежние) Азъ сотворю́ (буду поступать с) остáнку людéй си́хъ, глагóлетъ Госпóдь Вседержи́тель, но покажý (явлю) ми́ръ; виногрáдъ дáстъ плóдъ свóй, и земля́ дáстъ жи́та (произведения) своя́, и нéбо дáстъ влáгу (росу) свою́, и наслѣ́дятъ (дам во владение) остáнку людéй Мои́хъ вся́ си́ (всё это). В мире будет семя, и виноград даст плод свой. Как были вы проклинаемы даже до того дня, в который пали опоры дома Господня, так в последствии будете благословлены, руки ваши укрепятся и не убоитесь врагов своих. Вместе с гневом на них прекращает и последствия сего и говорит, что вместе с временами грехов исчезнут и наказания. С прекращением греха и после перенесения Израилем наказания за него, сказал, что прекратятся бедствия (и весьма справедливо) и ничто скорбное уже не будет постигать их; ибо относительно их состоялось определение, непохожее на прежде бывшее, но исполненное милосердия, а именно: они будут наслаждаться миром, получат в изобилии все самое наилучшее для них, так что виноградник окажется многоплодным, возделывание земли будет вознаграждать труды земледельцев весьма богатыми жатвами, причем небо будет как бы благоприятствовать (урожаю) и напаять росою поля и что на них находится; ибо велениям Господа беспрекословно повинуется небо и земля и вообще тварь. Таков жребий Израиля, когда Бог посылает ему благоденствие и освобождает от всякой скорби. Эти слова могут быть отнесены ко Спасителю всех нас Христу. До времени пришествия Его каждый из нас поступал по своему собственному усмотрению, проводя скотскую и самую неразумную жизнь и подчиняясь обольщениям демонов. Когда же Отец умилосердился над нами, как бы падшими и поверженными на землю и попираемыми ногами врагов, тогда он сотворил нам не по днем прежним; ибо Он уже не пренебрег нами, притесняемыми и живущими под владычеством жестокого тирана, увлекающего нас ко всему самому постыдному; напротив, дал нам мир с неба, то есть Христа, Который одарил нас всяким плодородием духовным; мы наполнились житом и вином и истинная виноградная лоза, то есть, Христос (Ин. 15, 5) дал нам плод свой, веселящий сердце человека, по написанному. Он есть зерно пшенично (Ин. 12, 24) и священный сноп. Он сам сделался для нас жизнью и соделал нас весьма цветущими, напаяя нас небесною росою, очевидно, разумною и духовною, о которой упоминает и божественный Давид, говоря: яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския (Пс. 132, 3). Таков уготован нам Богом жребий, доля благая, после того как мы стали Израилем, то есть умом, видящим Бога: ибо в Сыне мы увидели Отца. 13 И бýдете я́коже бѣ́сте въ кля́тву въ язы́цѣхъ (были проклятием для народов вы) дóме Iýдовъ, и дóме Iзрáилевъ, тáко провождý вы́ (спасу вас), и бýдете въ благословéнiе… Израильтяне сделались пленниками и, подвергшись жестоковластию победителей, оказывались и проклятыми, потому что некоторые справедливо говорили: да не будут таким, как Израиль. Когда же милосердый Бог спас их и возвратил им прежние блага: то вместе с прекращением бедствий и они перестали считаться проклятыми; ибо они были благословенны и сделались счастливыми так же, как и прежде, потому что Бог возвеселил их высшими благами и даровал им возможность участия во всякой радости. Это же самое поистине усматривается и по отношению к нам самим; ибо мы находились под проклятием и под игом полчищ демонов и злобою их увлекаемы были ко всякого рода злу. Когда же мы познали Бога Творца всяческих и познаны были Христом; тогда мы научились воспевать о себе самих: благословени мы есми Господеви, сотворшему небо и землю (Пс. 113, 23). Поелику же мы призваны к такой чести и славе; то мы должны подвизаться и мужественно побеждать страсти, отвращаться от греха, сообразоваться в жизни с Евангельскими законами и стараться совершать угодное Богу; ибо мы услышали взывающего к нам: дерзáйте, и крѣпитеся рукáми вáшими. Мы получили от Христа возможность дерзать, потому что за нас Он победил мир и попрал врагов и собственный храм сделал недоступным смерти и заградил уста беззакония, чтобы и мы чрез Него прославились в этом; ибо Он победил, как я сказал, не ради Себя, но ради нас изнемогших; уготовляя нам блага, вытекающие из этой победы. 14–15 Занé си́це (ибо так) глагóлетъ Госпóдь Вседержи́тель, я́коже помы́слихъ озлóбити (наказать) вы́, внегдá прогнѣ́ваша Мя́ отцы́ вáши, глагóлетъ Госпóдь Вседержи́тель, и не покáяхся (не раскаялся, не отменил): ничто не может противиться определениям божественным; ибо что Бог определил и решился исполнить, то непременно и совершится. Так и устами Исаии говорит, открывая всемогущество Своего естества: весь совет мой станет, и вся елика совещах, сотворю (Ис. 46, 10). Итак, из того, что пришлось им пострадать вследствие устремленного против них божественного гнева, из этого самого можно весьма ясно уразуметь, что пред ними открыт широкий путь к благополучию, так как Он хочет и допускает возможность благоденствия и по человеколюбию Своему стремится к тому, чтоб они пользовались всяким благом. Как ничто, говорит, не могло воспрепятствовать Мне в исполнении Моего желания подвергнуть вас бедствию за многие грехи; так не будет никакого препятствия для Меня, когда пожелаю оказать благость и решу явить милосердие к достаточно пострадавшим. Тáко ополчихся (определил) и помышляю вó дни сiя́ добрó сотвори́ти Iерoсали́му и дóму Iýдову, это служит явным указанием на решительное намерение. Потом удостоверяет в истине обещания, присовокупляя: дерзáйте. Так и нас, призванных чрез веру, Христос удостоверяет относительно познания истины. Как до призвания впадших во всякий вид нечистоты предал в неискусен ум (Рим. 1, 28); так и во дни сия умыслил и уставил, как он говорит, добро сотворити церкви и дому Иудову, то есть вам, исповедующим и прославляющим Его, как Господа, как Спасителя и Искупителя; ибо Иуда толкуется похвала. Под домом же Иудовым можно разуметь церковь и в ином смысле; она названа домом Христа, Который произошел от Иуды; так она названа и в боговдохновенном Писании. 16–17 Си́ словесá (вот λόγοι, повеления, синод. дела) я́же сотвори́те (которые вы должны исполнять), глагóлите и́стину кóждо и́скреннему (ближнему) своемý, и́стинну и сýдъ ми́ренъ (по истине и миролюбиво) суди́те во вратѣ́хъ свои́хъ (у городских ворот совершался суд), и кóждо злóбы и́скренняго своегó не помышля́йте (не питайте) въ сердцѣхъ вáшихъ, и кля́твы и лжá (ложной) не люби́те, занé вся́ си́ (ибо всё это Я) возненави́дѣхъ, глагóлетъ Госпóдь Вседержи́тель. Тем, которые решились избегать неповиновения и удаляться легкомысленного образа жизни, напротив возлюбили ходить правым путем, Бог обещает, что даст им блага Своего милосердия и что Он постановил вперед творить добро им. Он заповедал, чтоб они никогда не казались говорящими ложь, напротив произносили слова истины, любили правду в судах и относительно каждого дела произносили приговор правый и неукоризненный, не поддаваясь постыдным прибыткам и не прельщаясь постыдною корыстью и ради денег не предавая милость праведного; но стремясь только к благоугодному для Бога, — чтоб они прощали братьям, если они погрешат в чем-нибудь или делом или словом, а сверх того в особенности удалялись от ложной клятвы; ибо Он утверждает, что Он возненавидел эти грехи.  Смотри, как повелевает ничего не делать в тенях и образах: не заповедает приносить в жертву волов и чтить Его курением фимиама; но желает, чтобы упражнялись в образе жизни более духовной, возвышенной и евангельской. Поелику здесь сделано краткое указание на время пришествия нашего Спасителя; то в соответствие сему вводится здесь вместе с тем и заповедь, излагающая Его учение. И действительно если нам, следующим божественным словам, надлежит говорить истину, то нам должно будет помышлять согласно учению Христову, ибо Христос есть истина. Посему и премудрый Петр заповедал нам быть всегда готовыми ко ответу всякому вопрошающему ны словесе о нашем уповании (1 Пет. 3, 15). Если же обыкнут говорить Христово и всегда будут иметь Его не только на языке, но и приложат попечение об уме и сердце; то они непременно будут праведными и украшенными всякого рода правотой, миротворцами и кроткими, не только не употребляющими ложной клятвы, но и совсем не клянущимися, потому что они помнят о словах Его: буди же слово ваше: ей ей, ни ни (Мф. 5, 37).
Tags: духовные наставления
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author