petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Православный календарь на 13 августа

Авторы: святитель Николай Сербский; Михаил Тюренков

13 августа (31 июля по старому стилю ― церковному юлианскому календарю). Четверг 10-й седмицы по Пятидесятнице (десятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и память 14 святых. Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Канун великого православного праздника, с которого традиционно начинается Успенский пост. Более подробно о самом этом дне, в народе именуемом «Первым Спасом», его истории, смысле и символике будет рассказано завтра.

Праведный Евдоким Каппадокиянин. Этот византийский святой жил и совершал духовные подвиги в IX веке от Рождества Христова. «Рождён в Каппадокии от благочестивых родителей Василия и Евдокии. Во время царя Феофила (829–841 гг.) [Уроженец знатной семьи, праведный Евдоким с юных лет посвятил себя служению Богу. Он дал обет безбрачия] Евдоким служил офицером в войске, но и там он старался жить по евангельским заповедям. Хранил свою непорочную чистоту, даже избегая говорить с какой-либо женщиной, кроме своей матери; был милосерден к бедным, внимателен при чтении священных книг и ещё более внимателен при молитве Богу. Избегал суетных забав и празднословия. Среди мятежа и светской суеты был как лилия среди терния и как золото средь огня. За эти необычные добродетели царь поставил его воеводой в Каппадокии [правителем Харсианской области. Святой смиренно как послушание принял этот высокий пост, правил же не как деспот, но как Божий слуга, заботился о бедных, сиротах и вдовах]. На том высоком положении Евдоким старался быть праведным перед Богом и перед людьми. Но по Промыслу Божию скончался рано, в 33 года. Его мощи оказались целебными. Один сумасшедший человек дотронулся до его гроба и выздоровел; и один парализованный ребёнок исцелился от прикосновения. Через 18 месяцев мать открыла гроб и обнаружила тело сына как живое, без признаков тления. И дивный запах исходил от тела Святого. Мощи его позже были перенесены в Царьград и похоронены в новой церкви Пресвятой Богородицы, которую построили родители этого праведного человека» (святитель Николай Сербский, Охридский Пролог). Мученица Иулитта Кесарийская. Святая, пострадавшая в годы антихристианских гонений императора-язычника Диоклетиана, правившего Римской империей в 284‒305 годах от Рождества Христова. «Из Кесарии Каппадокийской. Имела спор со своим соседом об имении [лукавый язычник обманом отнял у христианки Иулитты все имение]. Сосед пошёл в суд и объявил о том, что Иулита христианка, в то время это означало быть вне закона и его защиты. [Cв. Иулитте предложили в обмен на имение отречься от Христа, но она решительно отвергла это.] Святая Иулита была готова отказаться от своего имения, но не от своей веры, но злобные язычники не оставили её в покое, мучили и, наконец, сожгли на костре в 304 или 305 году. И так эта последовательница Христова пожертвовала и имением, и телом ради вечного спасения души». Один, а когда будущая мученица обратилась в суд, то подсудимый донес, что она христианка., и была сожжена на костре в 304 или 305 году от Рождества Христова. Святитель Герман, епископ Осерский. Один из самых почитаемых во Франции святых V века от Рождества Христова, Небесный покровитель города Осер. Почитается и в Западной, и в Православной Церквах. Прославился как борец с ересями, а также известен как учитель и духовный наставник святителя Патрикия (Патрика), просветителя Британии. Скончался святитель Герман в 448 году в Равенне.
Преподобномученик Дионисий Ватопедский. Афонский святой XIX века, инок знаменитой Ватопедской обители, замученный за христианскую веру турками на острове Крит в 1822 году. Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные священномученик архимандрит Сергий (Шеин) и мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров. Святые из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавшие в 1922 году в ходе богоборческого процесса о церковных ценностях. Летом того года на скамье подсудимых оказались 86 человек во главе с митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином. На судилище владыка, в итоге приговоренный к смертной казни, держался мужественно, посвятив свое последнее слово доказательствам невиновности других подсудимых, наглядно показав, что даже перед лицом палачей нужно оставаться верным Христу. Священномученики Владимир Холодковский и Иоанн Румянцев, пресвитеры, священноисповедник Константин Разумов, пресвитер, мученик Максим Румянцев, мученица Анна Серова и исповедница Елисавета Румянцева. Эти святые также пострадали в годы советских богоборческих гонений и за свои святые страдания были прославлены в числе новомучеников и исповедников Церкви Русской. «Святой Иоанн, экзарх. Знаменитый священник и богослов болгарский времён царя Симеона (892–896 гг.). Перевёл на славянский язык "Шестоднев" свт. Василия Великого и "Точное изложение Православной веры" прп. Иоанна Дамаскина. Упокоился мирно в Господе. Святой Иосиф Аримафейский. Благообразный Иосиф, богатый человек, член иудейского Синедриона и тайный последователь Христов (см. Мф. 27: 57; Ин. 19: 38). Он снял Тело Христово с Креста вместе с Никодимом и положил в свою гробницу. За это был окован иудеями и брошен в темницу. Но воскресший Господь явился святому и уверил его в Своём воскресении. Потом иудеи выпустили его из темницы и прогнали из отечества. Он пошёл по свету проповедовать Евангелие Христово и ту благую весть принёс в Англию, где и упокоился в Господе.
Муж Иосиф благообразный
Не имел о Христе соблазна.
Земля сотряслась, а солнце померкло –
Иосиф Пилату о смерти поведал,
О Господа смерти, Христа Жизнедателя.
Так явным Иосиф стал Богу приятелем.
Когда сокрылся Явный, то тайный явным стал –
Так жизнь свою Иосиф мигом оправдал.
Снял Христово Тело с Никодимом вместе,
И в гробу своём нашёл Ему он место.
Еврейские доносчики проведали о том,
Иосифа пленили тяжестью оков,
Бросили в темницу Иосифа со злобой,
А Христос тем временем шёл в ад Своей дорогой.
Вспоминал Иосиф все дела Христовы,
Чудеса различные снова и снова,
Ведь стоял он раньше в присутствии Бога,
Теперь тьма снедает, на душе убого.
Дни и ночи тянутся в безразличьи грустном,
Со Христовой смертью на сердце стало пусто.
Мрак этот отчаянный хуже мук всех адских,
Вдруг Нетварный Свет засиял, как в сказке:
Воскресший посетил Иосифа в темнице,
Удалось Иосифу и тут не соблазниться.
О, Иосиф храбрый и благообразный,
Теперь душа твоя вовек не будет праздной!
Стал Иосиф славить воскресшего Христа,
Британия в той радости теперь уж не пуста!
Рассуждение. Подвижники в пустыне трудятся над тем, чтобы отсечь волю и жить по воле Божией. Грешат те, кто думает, что пустынник живёт совсем обособленно. Ни один пустынник так не мыслит. Он живёт в общении с Богом, и ангелами Божиими, и упокоившимися Святыми. Там, где ум человека, там его жизнь. А ум пустынника в наибольшем и наичистом, самом многочисленном содружестве, в каком человек только может быть. Один раз авва Марко упрекнул св. Арсения-пустынника: «По какой причине ты избегаешь нас и не говоришь с нами?» Арсений сказал: «Знает Бог, что я вас люблю, но не могу быть одновременно и с Богом и с людьми. На небе тысячи, тысячи и тысячи имеют только одну волю, а у людей воли разные. Поэтому не могу оставить Бога и быть с людьми». Созерцание. Да созерцаю казнь Божию, которая постигла Авимелеха и сихемлян (Суд. 9) и то: Как Авимелех с помощью сихемлян убил семьдесят братьев своих. Как сам Авимелех потом побил сихемлян, разрушил их город и посыпал всё солью. Как Авимелех после многих побед погиб от одной жены, которая сбросила с башни бревно на его голову. Как и сихемлян и Авимелеха настигает проклятие Иоафама, сына Гедеонова. Беседа: о последнем ожидании. Тѣ́мже, возлю́бленнїи, си́хъ ча́юще, потщи́тесѧ нескве́рни и҆ непоро́чни том ѡ҆брѣсти́сѧ въ мі́рѣ (2 Пет. 3: 14). Что значит последнее ожидание, братья? Ночью ожидаем день, а днём ожидаем ночь; и опять день, и опять ночь. Но все эти ожидания ни есть последнее. Что же наше последнее ожидание, братья? В радости терпеливо переносим возможную печаль, а в печали с надеждой ожидаем радости, и опять радость, и опять печаль. Но и эти ожидания не последние. Наше последнее ожидание, братья, есть ожидание суда Божия. Когда придёт Суд Божий, страшный День, который горит, как печь, тогда все дождутся заслуженного: для одних день без ожидания ночи, для других ночь без ожидания дня; для одних радость без возможной печали, для других безрадостная печаль. Это, братья, последнее ожидание людского рода, знает ли он об этом или нет, мыслит ли об этом или нет. Но вы, верные, должны об этом знать и вы должны об этом мыслить. Пусть это знание будет вершиной всех ваших знаний; и эта мысль пусть управляет всеми вашими мыслями. К знанию и размышлению о том приложите ещё и самое главное – старание ваше, чтобы быть чистыми и правыми (или ещё точнее: не осквернёнными и непорочными) в мире. Старайтесь быть чистыми умом и заодно правыми совестью и в мире с Богом. Только так последнее ожидание не застигнет вас врасплох и не ввергнет вас в ночь без дня и в печаль без радости. Как всё в жизни Господа Иисуса является неожиданностью для людей, так и Его другой приход в силе и славе станет неожиданным. Неожиданностью было Его рождение от Пречистой Девы, неожиданностью было Его сиротство, неожиданностью было Его чудотворение, и всякое дело, и всякое слово, и унижение, и добровольная смерть, и воскресение, и вознесение, и Церковь, и распространение Его веры. Неожиданностью будет и Его Второе Пришествие, неожиданностью более страшной, чем все остальные. О, Господи, о, Судия Праведный, как же мы Тебя встретим неодетыми в чистоту и непорочность, и в мир Твой? Помоги нам, помоги нам хоть как-нибудь приготовиться к страшной встрече с Тобой. Тебе слава и хвала вовеки веком. Аминь» (святитель Николай Сербский). Поздравляем всех православных христиан с памятью этих святых! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами!
Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author