petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Книга пророка Иоиля: На 6-м часе: Иоил. 2, 12‒26

Авторы: преподобный Ефрем Сирин; профессор Юнгеров; А. П. Лопухин

Выше Он предвозвестил им бедствие весьма жестокое и несносное, ради того, чтобы затем обратить их к покаянию. Теперь они [народ] призываются к покаянию и увещаваются обратиться к Господу, чтобы они исправились всем сердцем и не испытали того, чем угрожает Господь. А каким должен быть образ молитвы и обращения к Нему, ясно указывает, говоря так: 12 И ныне глаголет Господь Бог ваш, обрати́теся ко Мне́ всем сердцем вашим (греч. ἐξ ὅλης τῆς καρδίας
от всего сердца вашего), со алчбою (с постом), и с плачем, и с жéлею (с рыданием). Поэтому обратитесь ко Мне всем сердцем и проявите душевное раскаяние в посте, плаче и рыданиях, чтобы, теперь рыдая, вы впоследствии насытились, чтобы, теперь плача, вы впоследствии воссмеялись и чтобы, теперь рыдая, вы впоследствии утешились. Пусть, говорит, будет оставлено прошлое и придет в забвение прежнее; окажитесь лучше себя самих: снова умилостивляйте Бога постом и трудом, плачем и рыданием, потому что начавших совершать это наверно потом посетит должное благосостояние и довольство; выполнение дел благочестия и покаянных трудов ведет к широте благоденствия. Итак, полезно плакать о грехах и сокрушаться перед Богом, потому что, как пишет Павел, печаль, яже по Бозе, покаяние во спасение нераскаянно соделовает (ср.: 2 Кор. 7: 10), и Сам Христос ублажает плачущих, яко тии утешатся (Мф. 5: 4); также и мудрый Соломон говорит нам приточно нечто подобное: благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира (Еккл. 7: 3). Но необходимо размыслить о том, сколь велика сила поста: он умилостивляет Владыку, утишает гнев, отвращает кару, потому что мы, смиряя сами себя, весьма успешно успокаиваем гнев Божий, как бы ярящийся и возбужденный и раздраженный против нас, и легко удерживаем руку бьющего. Действительно, если правда, что исповедуя только грехи, мы по Божию милосердию оправдываемся, то как можно сомневаться в том, что изнуряя себя трудами подвижничества и как бы отбывая наказание, мы получим от Бога отпущение согрешений? 13 И разверзите (расторгните) сердца ваша, а не ризы ваша. Если Езекия, Исаия, Елиаким и прочие священники облеклись во вретище, то, вероятно, также облечены были во вретище многие из князей и многие из народа. Итак, повелевает плакать и расторгнуть у себя не одеяние, а мысленно раскрыть сердце, упорное и загрубелое, в которое не проникает страх Божий. Я заповедую вам раздирать не одежды, а сердца, которые переполнены грехами и которые, подобно мехам, сами лопнут, если не будут разодраны. Когда вы это сделаете, то возвратитесь к Господу Богу вашему, которого вы удалили от себя прежними грехами, и не отчаивайтесь в прощении вследствие великости преступлений, потому что великие грехи изгладит великое милосердие. Нужно как бы расширить пред Богом сердце и разверзнуть ум, чтобы он принял в себя свойственное ему. Следовательно, показывать вид печали, расторгая (одежды) попусту и понапрасну, не принесет никакой пользы тому, кто вздумает это делать: напротив, открыть сердце и поручить мысль Богу доставит немалый прибыток: это приведет к спасению. И обрати́теся кó Господу Бóгу вáшему, я́ко ми́лостив и щéдр éсть, долготерпели́в и многоми́лостив, и раскáявася о злóбах: сожалеет о бедствиях, евр. raah означает и зло физическое, и зло нравственное; зд. оно употреблено в первом смысле: под злом в этом месте мы должны понимать не то, что противоположно добродетели, а печаль, согласно с тем, что мы читаем в другом месте: довлеетъ (довольно для каждого) днéви злóба егó (попечения, печали своей; Мф. 6: 84). Если и решит озлобить согрешивших, однако, и спустя недолгое время, смилуется, потому что легко переходит к благорасположенности. 14. Кто весть (может быть, Он) обратилися и раскает (обратится и сжалится), и оставит за Собой (евр. acharaj) благословение: трéбу (жертву) и возлияние Господу Богу нашему, то есть остатки от трапезы для утоления голода; предоставит Себе право и власть даровать благословение людям; даст обращающимся участие в благословении, так что снова будут приносить ему возлияние и жертву, радуясь и веселясь, воспевать благодарственные песни. Пророк выражает надежду на помилование,  соединенную с некоторым сомнением, дабы, по мнению толкователей, с одной стороны не довести народ до отчаяния, а с другой не подать ему повода к беспечности. Под благословением пророк разумеет урожай хлеба и плодов. Так как Я благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, то снова заповедую и говорю: Воструби́те трубóю в Сióне, и проповедуйте среди народов покаяние, освяти́те алкание (устройте святейший пост), проповѣдите цѣльбý: духовное исцеление, то есть исполнение Божиих велений. превосходно располагает их к покаянию и предусмотрительно повелевает не оставлять неисполненным ни одного из видов упражнения в этом: нужно, говорит, при помощи торжественного и нарочитого провозглашения освятить пост. 16 собери́те лю́ди (народ, чтобы тот, кто грешил во время рассеяния, перестал грешить после соединения), освяти́те цéркви, и собери́те старцы, чтобы избрание их основывалось не на возрасте, а на святости, совокупи́те младéнцы ссýща сос(цы), чтобы не было ни одного возраста, не обратившегося к Господу, да изы́дет женяися (жених) от лóжа своегó, и невѣ́ста от чертожницы (горницы, комнаты) своея: чтобы во время поста, призвания и собрания, освящения церкви, избрания старцев, собирания младенцев и грудных детей жених и невеста, которым и законом дозволено не ходить на войну, воздерживались от дел брака. Поэтому и апостол заповедует воздерживаться на некоторое время от брачных сношений, чтобы мы могли посвящать себя молитве (см.: 1 Кор. гл. 7). Поэтому кто говорит, что он приносит покаяние посредством воздержания от пищи, посредством поста и милостынь, тот питает тщетные надежды, если он не выходит из чертога своего и не восполняет святой и чистый пост чрез целомудренное покаяние. Речь идет о собрании всех до грудных младенцев включительно, чтобы всем, от младенцев до старцев, даже скотам, быть в сетовании и посте, по примеру Ниневитян. Нужно собрать в церкви тех, кто должен умилостивлять (прогневанного Бога), будут ли это юноши и девы, старые с малыми и вместе с ними новорожденные и грудные младенцы, даже женихи и новобрачные невесты, может быть, выбегающие из чертогов, еще увенчанных (цветами), оставляющие брачное ложе, покидающие веселье и пир, и вместо того будут испытывать скорбь и рыдать. Поэтому, когда нас посещает гнев Божий, надлежит плакать, а не предаваться обильным попойкам и пиршествам.  17 Междý степéни (ulam, преддверие храма или портик, притвор, пристроенный с восточной стороны храма, ведший во святилище, в следующей части храма, на внутреннем дворе священников, находился жертвенник, лицом к которому и должны были стоять священники) и требником (на ступенях жертвенника; греч. ἀνὰ μέσον τῆς κρηπῖδος, букв.: среди краев) восплáчутся жрецы́ (причину сего пророк показал выше, сказав: отъяся семидал и возлияние; Иоил. 1, 13) служáщiи Гóсподу, и рекýт, к плачущим должен присоединиться и сам священный и избранный чин, и должен между притвором храма и жертвенником рыдать, усердно восклицая и говоря: пощади́ Гóсподи лю́ди Своя́, и не дáждь части (наследия) Сво­ея на укори́зну (поругание) да не (воз)обладáют и́ми страны́ (язычники) якоже да не рекýт въ странáх (среди народов); предается же наследие Господне на поругание, когда оно находится в порабощении у врагов и когда народы говорят: гдѣ́ éсть Бóг и́х, Которым они величаются, как своим защитником? Храм и жертвенник служат местом, удобным для покаяния и исповеди. Учит также, что́ должны говорить священники или как молиться Господу. Мы можем под народами понимать и противные силы, которые в том случае, если мы не принесем покаяния, господствуют над нами, издеваются. 18 И возревновá (ἐζήλωσεν) Госпóдь о земли́ Своéй, попираемой необрезанными, и пощади лю́ди Своя́, пощадил и отведенных в плен и заключенных в Иерусалиме. Очевидно, советам пророка (1‒17 стт.) вняли tвреи, обратились к Богу в посте и молитве, и Господь внял им. Так поняли Ефрем Сирин, Феодорит, Кирилл Александрийский, Иероним. 19 И отвѣщá Госпóдь лю́дем (народу) Свои́м, и речé, сé Аз вáм послю́ пшени́цу (для пропитания: утешает их тем, что даст плодоносие пшенице, которая в продолжение двух лет будет произрастать сама собой, из зерен, оставшихся после жатвы в земле, бывшей проклятой, когда они грешили), и винó, и мáсло древя́ное, и насы́титеся и́х, и не (от)дáм вáс к семý (более на) поругáнiю в страны́ (среди народов). Заметь, как скоро следует помилование. Думаю, что скорбь упреждает тишина, покаянную слезу ‒ благодать Милосердого, потому что не только милует пострадавших, но и ревнует о том, чтобы укорить обидчиков, которые и были исполнителями наведенного на них бедствия. Поревновав о народе Своем, обещает изобильно подавать средства к жизни, благополучие, соответствующее прежнему несчастью, яства до насыщения и сверх того твердую уверенность в том, что они не будут преданы в руки врагов, не будут, попав к ним в рабство, проводить горькую жизнь в нужде: дам вам пшеницу и прочее, описываемое пророком, и не предам вас на пленение. 20 И иже (τὸν ἀπὸ… ближе: саранчу, а отдаленнее: врагов) от севера, то есть охлаждающего сатану, не допускающего попавших под власть его жить духом, отжену (удалю) и́ (его) от вас, то есть царя ассирийского, нá землю без воды, и погублю́ лицé егó (переднее его полчище) в море пéрвем, и зáдняя егó [полчище] в море послѣ́днем, и взыдет гной (пойдет зловоние) его и взыдет (поднимется) смрад его, смрад от истребленного Ангелом войска, и смрад от трупа самого царя, убитого вскоре потом, яко (так как он) возвеличи(лся, ἐμεγαλύνθη, проявил гордость и самохвальство) дéла(ми) своя, сотворил брань против силы Святого, обитающего во Иерусалиме. Ангел Господень придет и истребит полчища его; и распространится зловоние от трупов столько многочисленных, что не в состоянии будут ни люди предать их погребению, ни звери растерзать. Первым морем толковники, вслед за Иеронимом, считают Мертвое море, или восточное, по отношению к Иудее (по евр. восточное море), а последним ‒ Средиземное. По сообщению блаженного Иеронима, в его время гниение саранчи, погибшей в Мертвом и Средиземном морях, настолько заразило воздух, что вызвало моровую язву на людях и на скоте. Теперь [Бог] обещает противное всему тому, чел Он выше угрожал. Теперь скорбь Он умеряет радостию и слезы превращает в смех: Уповáй (дерзай) землé рáдуйся и весéлуй, я́ко воз­вели́чи Госпóдь я́ко сотвори́ти (совершил великое: т. е. упоминаемое в 17 ст. избавление народа). В обычае у святых пророков от благ частных и относящихся к немногим возводить слово к всеобщим и более общедоступным. А это ‒ блага Христовы. Когда воз­вели́чи Госпóдь я́ко сотвори́ти? Не тогда ли, когда Слово, будучи Богом, сделалось человеком, чтобы, орошая поднебесную горними благами, стать для верующих в Него как бы рекою мира, источником наслаждения, дождем ранним и поздним и подателем всякой духовной производительности? Именно тогда и для самых несмысленных (они-то и называются скóти польстíи) возросла некая духовная пажить: уповáйте (не бойтесь) скóти польстíи (полевые животные) я́ко прозя́бнуша (ибо зазеленели) поля́ пусты́ня, я́ко дрéво принесé плóд свóй, виногрáд и смóкви дáста (оказали) си́лу свою́. Пустынею именует церковь, а поля их ‒это начальники людей и могущие руководить (ими), которые Божественными дарованиями с неба делают дух плодоносящим, обильно цветущим, благоухающим цветами догматов и увенчанным свежей зеленью. Они увеселяют дух оскотевших, чтобы возвести их к разумению, достойному человека. уподобляет плодам смоквы и винограда твердую речь учащих, в которой есть и сладость, есть кроме того и свойство увеселять. 23 И чáда Сióня рáдуйтеся, и весели́те ó Господе Бóзѣ вáшем, я́ко даст вáм пи́щу въ правду (истинную, питающую здраво и дух, и тело) и надожди́т вáм дóждь рáнныи и пóздныи я́коже (как) и прéжде, то есть дождь, бывающий осенью и весною и благодетельный для посевов. Теперь вы будете вкушать плоды правды, и насыщаться и восхвалять ими Господа Бога вашего, соделавшего дивное с вами. Если же Бог обещает такое изобилие во всем после покаяния. Сионом называет чад более совершенных, которым и повелевает веселиться о Господе Боге нашем, потому что всякая радость духа нашего ‒ Христос, от Которого всякая полнота благ и подаяние небесных дарований любящим Его, мыслимое под видом дождей ранних и поздних, пшеницы, переполняющей гумно, вина ‒ точило, и елея, обильно льющегося. Нужно заметить, что и в смысле таинственного исполнения обетование истинно: нам под видом дождя дается живая вода Святого Крещения, в виде пшеницы ‒ Хлеб животный, и под видом вина ‒ Кровь. Присоединяется и употребление елея, исполняющее совершенством, оправдываемым во Христе Святым Крещением: И напóлнятся гýмна вáша пшени́цы. Благословение снизойдет на гумна, которые были прокляты. И прелiю́тся (переполнятся) тесцы (точила) винóмъ и маслом. Так, изобилие пшеницы, вина и елея Бог обещает даровать иудеям после того, как умилостивится над ними и истребит нападавших на них ассириян. Таинственно же исполнено сие Христом, Который искупленному Им народу, то есть Церкви Своей, даровал таинственные пшеницу, вино и масло. Пшеница сия есть Таинство Святого Тела Его; вино ‒ очищающая Кровь Его; масло ‒ благоухающее миро, которым крещенные запечатлеваются и облекаются во всеоружие Святого Духа. 25 И отдáм (воздам) вáм в лѣ́т мѣ́сто (за те годы) в ня́же (в которые) поядóша прýзи (саранча), и мши́ца (черви), и си́плеве (вредная роса) и гýсеница, си́ла (войско) Моя́ вели́ка ю́же (которое) послáхъ на вы́. Что касается исторического смысла, то обещает совершенно равносильное и равномерное с прежними нашествиями саранчи вознаграждение и говорит, что предложение яств будет гораздо значительнее, чем уже случившийся у них недостаток. Если же понимать пророческое слово в духовном смысле, то думаем, что когда нас как бы пожрал сатана и в роде «сиплей, пругов и гусениц» повредили несносно губительные духи под образом многоразличных страстей, то мы остались сухими и бесплодными, оголенные и обнаженные от всякого блага, не имеющими духовно-нравственного мужества, как бы поврежденные голодом и лишенные, прямо-таки, всякого плодоношения. Когда же мы обогатились от Христа должным дерзновением, тогда мы и получили дожди духовные — ранний и поздний, — разумею наставление законное и учение евангельское, тогда же, вкусив, насытились и прославляем как Владыку Спасителя нашего Христа. 26 и изъясте ядýще и насы́титеся (до сытости будете есть), и похвáлите и́мя Гóспода Бóга вáшего Иже (Который) сотвори́ с вáми чудесá: и не посрáмятся лю́дiе (народ) Мои́ в вѣ́к. Бог настолько принимает кающихся, что называет их Своим народом, и говорит, что они не посрамятся; Он обещает, что Он будет обитать среди них и что они уже не будут иметь иного Бога, но будут всем сердцем уповать на Того, Кто будет пребывать в них во веки.
Tags: духовные наставления
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author