petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Апостол великомученику. Второе послание к Тимофею: 2 Тим., 292 зач., 2, 1‒10

Автор: архиепископ Аверкий (Таушев)

Вторая глава содержит более подробные увещания к твердости духа и самоотвержению при прохождении пастырского служения. Здесь апостол Павел сравнивает пастырское служение со служением воинским и увещевает Тимофея не бояться тех страданий, которым он может подвергнуться, как добрый воин Исуса Христа. И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (ст. 2), то есть то, что ты слышал от меня о Господе Исусе Христе и о совершенном Им деле спасения человечества, что я говорил тебе, не робея и не на ухо, а открыто и при всех, не боясь обличений и гонений от неверующих, то самое передай верным людям, которые были бы способны и других научить. Под этими «верными людьми» толковники древние и новые понимают епископов и пресвитеров. Речь здесь идет о том, что святой Тимофей должен подготовлять среди верующих лиц, достойных рукоположения во епископы и пресвитеры, чтобы передать им все истины богооткровенного учения, а в особенности, как некоторые толковники полагают, образ совершения Таинств церковных, который передавался тайно и устно, как уверяет святой Василий Великий, хотя при свидетелях из круга старейших верных, чтобы вернее сохранился. Это относится к епископам и пресвитерам, коих имел рукополагать святой Тимофей (Фотий у Экумения, епископ Феофан). Далее святой Павел воодушевляет Тимофея к перенесению страданий за благовестие примерами, как доброго воина, так и ристалищного состязателя, трудящегося земледельца и, наконец, высочайшим примером Самого Господа Исуса Христа, Который прежде чем войти в славу Свою чрез воскресение, много потерпел и даже умер на кресте. Итак, переноси страдания, как добрый воин Исуса Христа, то есть будь готов на всякие труды и скорби в деле благовестия о Христе (ст. 3). Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику (ст. 4) ― этими словами не требуется от пастыря полного отречения от всяких забот земной жизни, ибо сам апостол говорит, что пастырю надлежит, между прочим, хорошо управлять домом своим, следовательно, он может заботиться о нуждах своего семейства, даже так, что кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим. 3: 4‒5).

Канонические правила воспрещают пастырю принимать на себя только такие должности и занятия мирские, которые отвлекали бы его от достойного служения Церкви. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2: 5) ― здесь апостол проводит сравнение между подвигом пастырствования и состязания на ристалище. Как ведущий состязание на ристалище лишь тогда получает награду (увенчивается), когда ведет состязание в полном согласии со всеми предписанными правилами, так и пастырь лишь тогда получает награду от Бога за свои труды, когда будет трудиться с соблюдением всех правил, предписываемых словом Божиим для добраго пастырствования. «И состязание на играх, ― говорит блаженный Феодорит, ― имеет некоторые законы, по которым атлетам надлежит состязаться. А кто не по этим законам ведет борьбу, тот не получает венцов». «Так и пастырю надлежит пастырствовать не как попало, но со строгою осмотрительностью и разумным ведением дела, надлежит сообразовать свои действия и с местом, и с лицом, и с течением дел внешних и внутренних, житейско-гражданских и духовно-благодатных» (епископ Феофан). Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов (ст. 6). Это ― третий пример. Пастырь напоминает собою не только воина и состязающегося на ристалище, но и земледельца, который трудится, желая получить плоды от обрабатываемой им земли. Так и пастырю естественно ожидать плодов от своего ревностного пастырского делания. «Увидишь такие плоды, ― говорит епископ Феофан, ― и вкусишь от них утешение и обрадование духовное, кои напитают душу твою слаще меда и сота». Мысль об этих плодах и должна воодушевлять пастыря к достодолжному прохождению им своего пастырского служения, как воодушевляется подобною же мыслью и земледелец. Далее апостол внушает Тимофею вникать в глубокий смысл приведенных им примеров и воодушевляет его мыслью о воскресении Христовом и о своих собственных страданиях за благовествование о Христе: Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Исуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Исусе с вечною славою (2 Тим. 2: 7‒10).
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author