petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Второе послание к коринфянам (за пятницу): 2 Кор., 169 зач., 1, 12‒20

Авторы: блаженный Феодорит Кирский; святитель Иоанн Златоуст; святитель Феофан Затворник; архиепископ Аверкий Таушев

Причина перемены плана путешествия. а) Искренность апостольская. Начиная с 12 ст. первой главы и во второй главе святой апостол извещает коринфян о перенесенных им скорбях и гонениях в Малой Азии, объясняет замедления в личном посещении им Коринфа желанием видеть их покаявшимися и выражает свою радость по поводу того, что они уже начали работать над своим нравственным исправлением (архиепископ Аверкий). Похваление (похвала) бо наше, сие есть, свидетельство совести нашея. Дерзновение же нам дает свидетельство совести. Но что сознаешь ты в себе? Яко в простоте (απλοτητος, какая бывает у детей, бесхитростная, никаких замыслов не скрывающая, открытая вся как есть) и чистоте (ειλικρινεια, искренно, как на душе, так и вовне, ни слово, ни дело, ни мина и ничто внешнее наше не разнится с тем, что у нас на сердце) Божии — или богоподобной, или Богу угодной (Феофилакт), или от Бога подаемой и как пред Богом являемой (Феофан), а не в мудрости плоти, но благодатию (ἐν χάριτι) Божиею жихом (ανεστραφημεν, вращались среди других, держали себя в сношениях с другими и действовали на них и пред ними) в мире, то есть так жили, как внушала нам Божия благодать, как руководила нас и как действовала в нас. Жизнь «во благодати», εν χαριτι, противоположна предыдущей жизни по мудрости плотской (Феофан); множае (особенно) же в (у) вас, то есть чему научены мы Божественною благодатию, то открыто предлагаем всем, не примешивая к тому ничего собственно своего. «Мудростию плоти» называет здесь апостол не красноречие, но лукавство и подразумевает оных обманщиков как искажающих проповедь и проповедующих, что им вздумается (Феодорит). Не иная бо пишем вам, но яже чтете и разумеваете, уповаю же яко и до конца уразумеете, яко же и разуместе нас от части. Ибо мы не иное думаем, а иное проповедуем, в чем иные покушаются оклеветать нас. И о сем свидетельствует действительный опыт, ибо чему научил я, бывши у вас, то же пишу и оставив вас, и надеюсь, что то же буду проповедовать и во все последующее время (Феодорит). Слова «читать» и «разуметь», αναγινωσκειν и επιγινωσκειν, по созвучию часто ставятся одно с другим, хотя выразить нужно бывает одно что-либо. Так и здесь святой Павел хотел сказать: что пишем, вы это знаете сами, из нашего у вас пребывания, и, читая писанное, вы тотчас видите, что это так есть. Почему Экумений и Феофилакт под αναγινωσκειν разумеют не «читать», а «припоминать». Греческое слово дает на это право: αναγνωσις — ανωθεν γνωσις. Будет: не другое что пишем, как то, что сами припоминаете, и то, что знаете (Феофан). А сие: разуместе нас от части, — сказал апостол не просто, но нанося им чувствительный удар за то, что не отринули вовсе бывших на него клевет (Феодорит). Яко похваление вам есмы, яко же и вы нам, в день Господа нашего Исуса Христа. Везде наблюдает правило свойственного ему образа мыслей и здесь в одном ряду поставляет и себя, и учеников, ибо сказал, что в день Владычнего явления одинаково похвалятся и они им, и он ими (Феодорит).


б) Неосновательность толкования в худую сторону того, что апостол переменил свой план. И сим упованием хотех к вам приити прежде, да вторую благодать имате, и вами пройти в Македонию, и паки от Македонии приити к вам, и вами проводитися во Июдею. Иные думали, что апостол сказал сие вопреки себе самому, так как в Первом послании обещал сперва видеть македонян, а потом прийти к коринфянам; но полагавшие это не обратили внимания на то, что так обещал он коринфянам, здесь же открыл собственное свое намерение. Ибо сказал: хотех к вам приити прежде, потом вами проити в Македонию и паки: оттуда приити к вам... да имате вторую благодать: то есть сугубую радость от того, что примете меня у себя два раза. Но если и хотел я этого, то некоторые причины воспрепятствовали сему; и вскоре за сим объявляет причины сего, приводя многое в свое оправдание (Феодорит). В 17‒20 ст. первой главы святой Апостол возражает тем клеветникам, которые пытались обвинять его в изменчивости и тем набросить тень на самую проповедь его, как такую же изменчивую, сбивчивую и лживую (архиепископ Аверкий). Сие же хотя, еда что убо легкотою деях (легкомысленно поступил)? Или яже совещаваю (предпринимаю), по плоти совещаваю, да будет у мене еже, (так что у меня то) ей, ей («да», «да»), и еже ни, ни (то «нет», «нет»). Человек плотской, говорит, то есть прикованный только к настоящему, в настоящем всегда живущий и не находящийся под влиянием Духа Божия, может ходить всюду и блуждать, где вздумает; напротив, подчиненный Духу Божию и Им водимый и управляемый, не может всегда быть господином своей воли, завися от власти Духа. Вот что значат слова апостола: не по плоти совещаваю, — то есть я нахожусь под управлением Духа Божия и не имею власти идти куда хочу: я подчинен власти и повелениям Духа Божия, и Его голос управляет и руководит мною. Потому я и не мог прийти к вам; ибо это не угодно было Духу Божию (Златоуст). Феодорит: Апостол представил два возражения, из которых первое состоит в следующем: «Я не легкомыслен, у меня не бывает таких быстрых перемен в намерении, чтобы избирать то одно, то другое»; второе же возражение таково: «Не порабощаюсь я страсти, чтобы так или иначе, но исполнить свое желание»; ибо сие выражает словами: или яже совещаваю, по плоти совещаваю, да будет у мене еже, ей, ей, и еже, ни, ни. Кто следует пожеланиям плоти, тот увлекается собственными своими помыслами, хотя бы они были крайне нелепы; а кто целомудренно о чем-нибудь задумывает, тот, хотя бы задуманное было и нечто доброе, как скоро приметит, что не принесет это пользы другим, не приводит намерения своего в исполнение. А что мы, как скоро усмотрим что полезным для вас, с усердием, нимало не колеблясь, предлагаем вам это, — о сем свидетельствует проповедь, потому что, неоднократно предлагая вам это, не переменили слов своих. Сие и присовокупил апостол (Феодорит). Святой Златоуст: «Здесь апостол опровергает возникающее возражение. Ибо могли ему сказать: если ты прежде положил в своем обещании прийти к нам, а после переменяешь прежде сказанное, если у тебя нет ей, ей и ни, ни, то горе нам! Не случалось ли того же и в самой проповеди? Чтобы сего не подумали и не смущались, он говорит: Верен же Бог, яко слово наше еже к вам, не бысть ей, и ни. В проповеди, говорит, сего быть не может; но это бывает только в преднамереваемых путешествиях. В проповеди слова наши всегда верны и неизменны. Ибо «словом» здесь называет он проповедь». Это сказал в ответ на сие: еда что... легкотою деях? — их самих призывая во свидетельство, что всегда предлагал им несомненную проповедь, всегда уча одному и тому же, не терпя никаких перемен (Феодорит). в) Эта перемена никакой не кладет тени на неизменность Евангельской истины. Ибо Божии Сын Исус Христос, Иже в вас нами проповеданныи, мною и Силуаном и Тимофеем, не бысть ей, и ни, но в Нем Самом, ей бысть. Апостол вместо проповеди представил Самого Проповедуемого; говорит же, что слово о Сыне Божием, Которого проповедовали я, Силуан и Тимофей, не заключало в себе никакого разногласия, никогда не проповедовали мы то одно, то другое, но всегда предлагали вам одно и то же учение. Силуаном же, думаю, назван Сила, ибо он разделял с Павлом узы в Филиппах (Деян. 16:25), его оставив в Берии Македонской, Павел пошел в Афины (Деян. 17:14). Он-то вместе с Тимофеем, прибыв к Павлу в Коринф, стал его сотрудником в проповеди. Находим же у апостола изменения и других имен; так, Прискиллу в Послании к Римлянам назвал он Прискою (Феодорит). Елика бо обетования Божия, и в Том ей, и в Том аминь (да будет так); к Богу славе нами. Смысл этих слов тот, что проповедь святого апостола так же тверда и неизменна, как неизменен Сам Христос (архиепископ Аверкий). Все обетования Божии, говорит, во Христе Исусе, Господе нашем, исполняются с совершенною точностию, — в Нем они ей и аминь (Феофан). Обетования Божии многочисленны: воскресение из мертвых, нетление тела, нескончаемая жизнь, Царство Небесное. Но Бог всяческих даровал сие чрез Единородного Сына. Почему чрез Него же приносим Богу песнь благодарения. Не просто же употребил здесь апостол слово аминь, а научая, что не один молящийся иерей приносит песнь, но в приносимом славословии участвует и тот, кто возглашает за ним аминь (Феодорит). Святой Златоуст в беседе на сие место останавливается вниманием преимущественно на будущих обетованиях. «Много, говорит он, обетований содержит проповедь евангельская, и о многих обетованиях благовествовали и проповедовали апостолы. Ибо они говорили и о воскресении, и о всыновлении, и о бессмертии, и о великих наградах в будущей жизни и неизреченных там благах. Сии-то обетования апостол называет непреложными. Если же непреложны обетования Божии и нет сомнения, что Бог исполнит оные, то тем более верен Сам Он и слово о Нем твердо: и нельзя сказать, что иногда Он есть, иногда же нет Его; но всегда есть и один и Тот же. Что же значит: в Том ей и в Том аминь? — Сим он показывает, что обетования Божии непременно сбудутся, ибо исполнение их зависит от Бога, а не от человека. Итак, нечего бояться. Ибо обещает не человек, которого можно подозревать в неверности, но Бог, Который говорит и творит».
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author