petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Второе послание к коринфянам (за четверг): 2 Кор., 167 зач., 1, 1‒7

Авторы: блаженный Феодорит Кирский; святитель Иоанн Златоуст; святитель Феофан Затворник; архиепископ Аверкий Таушев

Повод к написанию. Прежде, чем отправиться в Коринф, святой апостол Павел хотел узнать, какое впечатление произвело там его Первое послание. Кроме того, он хотел ранее посланному туда Тимофею дать возможность закончить сбор милостыни для Иерусалимских христиан (1 Кор. 4:17). В то же время он предполагал задержаться в Ефесе, чтобы, закончив тут свою миссию, иметь возможность больше времени посвятить коринфянам. Поэтому он послал в Коринф другого своего ученика Тита. Тит сообщил святому апостолу Павлу много радостного о том действии, которое произвело на Коринфян его Первое послание, но вместе с тем и кое-что неприятное. Все эти, полученные святым апостолом Павлом от Тита вести о положении в Коринфе, и послужили для него поводом к написанию Второго» послания. Святой Тит сообщил апостолу, что после первого послания Коринфяне сильно «опечалились ради Бога», и печаль сия привела их к покаянию, пробудила страх Божий и желание исправиться, воспламенила негодование на кровосмесника и возбудила отвращение ко всему нечистому — языческому. Но, с другой стороны, святой Тит сообщил апостолу и то, как упорные противники его изо всех сил стараются поколебать апостольский авторитет его у коринфян. Это не могло не обеспокоить апостола, ибо набрасывало тень не только на него лично, но и на проповедуемое им учение, почему он считал необходимым разъяснить коринфянам всю неосновательность распускаемых о нем слухов. Упомянул Тит и о том, что не все Коринфяне образумились, что некоторые, глубоко закосневшие в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, не думают исправляться. Надлежало их с особой силой побудить к покаянию. Кроме того, апостолу хотелось расположить Коринфян к щедрым жертвам палестинским христианам, дабы не постыдиться за них перед македонянами, ибо апостол, по его словам, заранее похвалился их благотворительностью. Время и место написания. Послание написано в том же самом 58 или 59 году, как и Первое. Местом написания была Македония, вероятнее всего г. Филиппы. Послание было отправлено с Титом и другим братом, «похваляемым за благовествование» (см. 2 Кор. 8:18), видимо, Лукою. Все послание проникнуто чувством скорби, навеянном на душу апостола тяжелыми условиями апостольского служения, но эта скорбь не угнетает апостола: она без остатка растворяется в той силе веры и в том сознании правоты своего дела и святости исполняемого долга, какое было постоянной отличительной чертою святого апостола Павла. Вступление вместе с надписанием содержит обычные приветствия и благожелания. Начинается послание обычным надписанием от имени самого апостола Павла и ученика его Тимофея и преподанием апостольского благословения не только коринфянам, но и всем христианам Ахаии (архиепископ Аверкий). Павел посланник Исус Христов, волею Божиею, и Тимофей брат, церкви Божией сущей в Коринфе, со святыми всеми сущими во всей Ахаии, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Исуса Христа. К коринфянам посланы были оба, и Тимофей и Тит; но блаженного Тита не поместил апостол наряду с собою в Писаниях, потому что назначал его быть служителем оных и с ним переслал послание сие. Называет же коринфян «Церковию Божиею», снова приводя их в единомыслие и указывая им Владыку и Благодетеля (Феодорит), «желая собрать и совокупить их воедино: ибо иначе не может быть Церкви там, где составляющие оную разделяются между собою и враждуют друг на друга» (святой Златоуст). Присоединил к ним и всех уверовавших в этом народе, признавая единым телом всех сподобившихся спасения (Феодорит).


Благословен Бог, и Отец Господа нашего Исуса Христа. Ибо наш Бог, а Господа нашего Иисуса Христа Отец. Сему различению научил нас и Владыка, и в Священном Евангелии сказал: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли (Лк. 10:21), ясно научая, что Бог Отец Его, Творец же и Владыка твари (Феодорит). Отец щедротам (милосердия, отзывчивости), и Бог всякоя утехи (всякого утешения, παρακλήσεως, защиты). Свт. Феофан Затворник: Так Он все устроил в сущем и так все строит в бывающем, что, не выходи только тварь из воли Его и Его предначертаний, она всегда будет пить одни утешения из чаши щедрот Божиих. В настоящем порядке вещей и то, что приносит по видимо[сти] скорбь, есть несомненно дело щедрот Божиих и ведет к утешению. Апостол говорит как бы сими словами: Отец и Бог, изливающий щедроты, источающий милость и с отеческими щедротами поступающий с нами (Феодорит). Утешаяи нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам (εἰς τὸ δύνασθαι чтобы мы могли) утешити сущыя во всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога. Для того, говорит, Бог утешает нас во всякой скорби, чтоб и мы могли утешать других (Феофан). Апостол, описывая бывшие с ними искушения, предварительно представил предохраняющие от искушений средства и показывает, что Бог всяческих подает равномерные искушениям утешения. Так и блаженный Давыд сказал: По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93:19). Апостол же, по обычаю водясь смиренною о себе мыслию, сказал, что имеет утешение не ради себя самого, но ради народов (Феодорит). Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, такоже и Христом избыточествует и утешение наше. И о страданиях, и об утешении употребил слово «избыточествует», показывая великость и страданий, и утешения (Феодорит). Аще ли же скорбим о вашем утешении и спасении, действующимся в терпении того страдании, им же и мы стражем, и упование наше известно о вас. Аще ли утешаемся, о вашем утешении и спасении, ведяще зане якоже обьщницы есте страстем нашим, такоже и утешению. Таким образом, говорит, выходит, что страждем ли мы, ради вас страждем, утешаемся ли, ради вас утешаемся (свт. Феофан). Цель всех своих страданий и утешений он полагает в утешении и спасении коринфян (архиепископ Аверкий). Для вас подпадаем всякого рода искушениям. Ибо, если бы не захотели мы преподать вам спасительную проповедь, никто не причинил бы нам страданий. Но поелику промышляем о вашем спасении, то от противников приемлем приражение к нам горестей, а от Владыки Бога пользуемся утешением. А таким образом ради вас имеем то и другое. Приобщитесь же с нами того и другого, как усвояющие себе все наше (Феодорит). Это усвоение всего апостольского было уже в них в действии. Веру приняли; по вере начали содевать спасение; ради же того и другого начали и страдать. Содевание спасения сопровождалось терпением страданий. Мы страдаем, неся вам спасение благовестием; вы страдаете, приняв благовестие. Это и есть свидетельство, что спасение содевается в вас. Если же спасение, то и утешение, ибо они неразлучны. Совне — страдания; под прикрытием, их внутри действуется спасение. Кем и как? Как будто помимо и без ведома спасаемых. Они только страждут и на то силы напрягают, чтобы терпеть; а там — внутри — само собою действуется спасение. Но хотя и само собою, все же без действующего ему нельзя действоваться. Кто же сей? Благодать Божия, о Христе, Который как благоволил Сам пострадать, так и спасение всех устрояет под гнетом страданий (Феофан). «Их ревности много содействовала благодать, действующая в них» (Златоуст). Страдания сии удостоверяли, что спасение действуется; со спасением же неразлучно утешение. Наши страдания источают нам утешение Христом Господом и Спасителем нашим. Несомненно, то же должно быть и в вас. Господь среди самых страданий преисполнял апостолов всяким утешением. Апостолы наперед сказывали им все — и то, что непременно подвергнутся страданиям, и то, что в самых страданиях получат утешение. Зная это, и верующие мужественно встречали страдания и, перенося их терпеливо, утверждались во спасении и сподоблялись утешения. Неизбежный путь: веровать, и по уверовании страдать. Страдания отталкивали бы от веры, если бы не источали утешения. Они и источали, но чтобы поверить тому, нужны были опыты. Опыты сии и являл Бог в лице Апостолов, которые с дерзновением потом и удостоверяли всех: будете страдать, не смущайтесь; в самых страданиях получите утешение (Феофан). Как страдания наши вы принимаете, как свои собственные, так и всякое утешение наше вы должны считать своим собственным. Ибо как в скорбях наших вы участвуете, почему же не будете участвовать в радостях? Нет; как тогда, как преследуют нас, вы скорбите, как бы сами вы терпели гонение, так мы уверены, что и тогда, когда мы получаем утешение, вы принимаете оное так, как бы вы сами им наслаждались (Златоуст).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author