petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Первое посланиe апостола Павла к коринфянам: 1 Кор., 140 зач., 8, 8 ‒ 9, 2

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Брашно же нас не поставит пред Богом. Дабы не сказал кто-нибудь: «Я ем с чистой совестью, и что мне за дело, если кто по своей немощи соблазняется», объясняет, что и самое ядение идоложертвенного, хотя бы с решительным презрением к идолам, не имеет никакого значения. Ибо хотя бы брат твой и не соблазнился, то и в таком случае ты не сделал бы ничего похвального и богоугодного, потому что пища не приближает нас к Богу. Ниже бо аще ямы, избыточествуем. Ниже аще не ямы, лишимся. То есть ни в случае ядения мы не имеем никакого превосходства пред другими и не совершаем дела, особенно угодного Богу, ни в случае неядения не терпим потери и унижения. Блюдтежеся, да не како власть ваша сия, преткновение будет немощным братии. Этим устрашает их. И не сказал: это знание ваше, но эта свобода, то есть самовольство и гордость да не послужат соблазном для слабых. Более виновными делает их то, что они не щадят слабых, которым должно было бы помогать. Аще бо кто видит тя имуща разум, в требищи возлежаща, не совесть ли его ему немощна сущи, созиждется идоложертвеная ясти? То есть: если кто-нибудь слабый увидит тебя, как ты называешь себя, совершенного, едящим идоложертвенное, то не найдет ли он большего повода к тому, чтобы и самому есть идоложертвенное, и не более ли еще утвердится (это значит расположить) в мнении, что идол есть нечто? Ибо, не зная твоей мысли, с какой ты это делаешь, он, без сомнения, почтет твой поступок увещанием. И погибнет немощныи брат в твоем разуме, его же ради Христос умре. Таким образом, совершенство твое будет причиной погибели другого, и притом слабого, и такого, за которого Христос умер. «Если же Христос не отказался и умереть за него, как же тебе не воздержаться от яств, чтобы он не соблазнился твоею пищею (επί τη ση βρώσει)», ‒ говорит Златоуст. Такожде согрешающи  в братию, и бьюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете. Не сказал: соблазняя, но: уязвляя, дабы показать жестокость их, когда они уязвляют и слабую совесть. На самый же верх преступления возвел этот грех, когда сказал: согрешаете против Христа. В каком же смысле этот грех совершается против Христа? Не в одном, а именно: Христос усвояет делаемое рабам Его Себе; уязвляемые суть Его тело и члены; они разрушают то, что Он совершил чрез собственное заклание, то есть спасение. Тем же аще брашно соблажняет брата моего, не имам ясти мяса вовеки, да не соблажню брата моего. Как отличный учитель, собственным примером доказывает то, о чем говорит. И не сказал: если соблазняет справедливо, но как бы то ни было. Не сказал также: не буду есть идоложертвенного, но вообще мяса, хотя бы оно было дозволено. Не сказал, опять: в один или два дня, но ‒ во всю жизнь свою; ибо это значит вовек. Не сказал, наконец: чтобы не погубить, но только: да не соблажню. Несмь ли апостол? Несмь ли свобод? Не Исуса Христа ли Господа нашего видехом? Сказав: если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса, дабы кто не почел его тщеславным и самохвальным, вынужден, наконец, объявить, что воздерживался и от дозволенного, чтобы не соблазнить кого-нибудь. Тогда как Христос заповедал проповеднику Евангелия питаться от Евангелия (см.: Лк. 10, 7), то есть за счет поучаемых, я, говорит, лучше решился истаивать от голода и ничего не брать от вас, но работать своими руками и питаться своими трудами. Ибо, как кажется, были у них некоторые учители богатые, пользовавшиеся честью за то, что учили безвозмездно и тем старались пристыдить Павла. Уразумев это, он, как я сказал, не хотел кормиться за счет своих учеников, хотя и имел на это право. Так, говорит, я веду себя: а вы не воздерживаетесь и от идоложертвенного. Такова вообще мысль этого места, которую он раскрывает в нескольких стихах. Впрочем, рассмотрим и порознь каждое изречение.Несмь ли апостол? Чтобы кто-нибудь не сказал: «Тебе нельзя брать, поэтому ты и не берешь», говорит: как? разве прочие апостолы не берут? да, скажешь. Что же? Разве я не апостол? То есть такой же, как они. Не свободен ли я? То есть никто не возбраняет мне брать. Чтобы не сказали опять: «Прочие апостолы важнее тебя, потому что видели Господа», говорит: не Исуса Христа ли Господа нашего видехом? (1 Кор. 9, 1). Последи же всех, яко некоему извергу явися и мне (1 Кор. 15, 8). А быть самовидцами Христа было действительно великим преимуществом; ибо Сам Он говорил: Блажене очи видящеи яже видите. глаголю бо вам, яко мнози пророци и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша (ср.: Лк. 10, 23, 24). Не дело ли мое вы есте о Господе? Если ты и свободен, если и ты апостол, но не совершил никакого дела апостольского: что из этого? Ибо и Иуда был апостол, и видел Господа. Поэтому говорит: вы мое дело; значит, я исполнил служение апостола. Но сказав важное, прибавил: в Господе, то есть исполнил силой не своей, но Господней. Аще убо иным несмь апостол, но убо вам есмь (апостол). Не говорю, что я учитель всей вселенной; но вам разве я не учитель? Почему же я не брал ничего от вас, с которых взять имел особое право? Чрез такую уступку еще более подтверждает речь свою. Печать бо моему апостольству вы есте о Господе. То есть доказательство. Если кто пожелает убедиться, точно ли я апостол, я укажу на вас. Вы составляете печать и подтверждение моего апостольства; ибо я совершил между вами все, что должен сделать апостол.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author