petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Первое посланиe апостола Иоанна: 1 Ин., 74 зач., 4, 20 ‒ 5, 21

Авторы: преподобный Иустин Попович, архиепископ Аверкий Таушев, блаженный Феофилакт Болгарский

Любовь Божья и любовь к Богу и ближним (4, 20‒21). Призывая христиан к любви к Богу, апостол со всей силою убеждения настаивает, что любить Бога можно лишь при условии деятельной любви к ближним. Любовь ко Христу разветвляется на любовь к ближнему, любовь к истине, любовь к святости, к миру, к чистоте, ко всему Божественному, ко всему бессмертному и вечному. Все эти виды любви Божественны, святы и вечны, потому что корень их Божественнен, свят и вечен. И корень этот – любовь ко Христу. Все эти виды любви являются естественными и непременными проявлениями любви ко Христу. Если не существует этих видов любви, то не существует и любви ко Христу. Если же не существует любви ко Христу, то не существует ни истинного Боголюбия, ни истинного человеколюбия. Христос есть Богочеловек, и любовь к Нему значит всегда: любовь к Богу и любовь к человеку. Она есть человеколюбие в христианстве. Боголюбие и человеколюбие. Человеколюбие есть свидетельство боголюбия, и боголюбие – свидетельство человеколюбия. Любовь к Богу проявляется в любви к человеку как к богоподобному существу. Аще кто речет яко (говорит, что) люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь (лжец) есть. Любить невидимое гораздо труднее, чем любить видимое, а потому не может быть истинной любви к Богу у того, кто не любит брата своего: ибо не любяи брата своего егоже виде, Бога Егоже не виде, како может любити? Сверх того: такова и заповедь Божья: и сию заповедь имамы от Него (τὴν ἐντολὴν αὐτοῦ, прямую, положительную заповедь), да любяи Бога, любит и брата своего (ср. Мф., 22, 38–39). Таким образом чувствует и видит людей только человек, который близ Христа, который близ Бога, который в Его Божественной любви.

Победа верующего над миром (5, 1–5). Апостол разъясняет, что заповедь о любви к ближнему не тяжела для христианина, ибо она естественно вытекает из заповеди о любви к Богу: Всяк веруяй (верующий) яко Исус есть Сын Божии, όт Бога рожден есть, и всяк любяи Рождьшаго (любящий Родившего), любит и Рожденнаго от Него. Вера в Исуса как Мессию, как Спасителя мира есть вера в Него как Бога и Господа.Вера и любовь в действительности есть двойственная сила, двойная добродетель. Истинно любит Христа тот, кто любит Его как Бога и Спасителя. С помощью этих веры и любви ко Христу человек рождается всем своим существом от Бога. Любовь к ближнему является, т. о., естественным следствием нашего сыновства Богу. Признак истинной любви к Богу — соблюдение Его заповедей: о сем вемы, яко любим чада Божия, егда (что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда) Бога любим, и заповеди Его соблюдаем. Любя Христа Бога, мы ради Него любим и в людях все то, что есть Божественного, бессмертного, христоподобного, вечного и богочеловеческого. Любая другая любовь есть псевдолюбовь, которая легко обращается в ненависть. Истинное человеколюбие происходит от боголюбия, и боголюбие возрастает с соблюдением заповедей Божиих. Только Бог дает Божественные силы и возможности человеку любить людей и любить их без чувства пренебрежения и отвращения ввиду их греховности, поскольку нет ничего легче, как быть презираемым человеку по причине его недостатков и страстей. Любить Бога – значит жить согласно Его заповедям. Без помощи Божией это не только сложно, но и вообще невозможно. Бог подвизающемуся в соблюдении заповедей Его дает необходимые силы для этого. И Он дает их по мере подвига, каким кто подвизается. Чем больше человек упражняется в соблюдении заповедей , тем более дает Бог ему благодатных сил. Сия бо есть любы Божия (любовь к Богу), да заповеди Его соблюдаем, и заповеди Его тяжки не суть для любящего Бога. «Что тяжелого в деле любви брата. Что, тяжелого узника не выпустить, а только посетить. И больного не вылечить, а только посетить» (Феофилакт). Человеколюбивый Бог дает всегда щедро человеку, который Ему верит, Свои Божественные силы, которые помогают ему легко исполнять заповеди. Яко (ибо) всяк рожденныи όт Бога, побеждает мир. Вера в Сына Божьего привлекает к человеку Божественную силу, при помощи которой он побеждает искушения: и сия есть победа побеждьшая мир, вера наша. Кто есть побеждаяи мира; токмо веруяи, яко Исус есть Сын Божии. Мир как пленник греха, смерти и дьявола, как держава дьявола, держава смерти, постоянно восстает на Бога. Союз греха, смерти и дьявола есть страшная сила. В человеческом мире только Богочеловек показал, что Он сильнее этого тройственного союза: только Он разрушил державу смерти, победил дьявола и уничтожил смерть. Эту всепобеждающую богочеловеческую силу Христос дал каждому верующему в Него и, т. о., каждый может победить державу смерти, грех, дьявола и мир. Только христианин есть истинный победитель в мире. Самый очевидный пример победы над миром и его искушениями апостолы, приведшие проповедью весь мир к подножию Креста . Апостол «объясняет, в чем состоит победа и через что она совершается; тем и другим называет веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и никто не силен против нее. А как вера побеждает не одна, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: побеждает мир, кто верует, что Исус есть Сын Божий» (блаж. Феофилакт). Три свидетеля об одном на Небе и на земле. (1 Ин. 5, 6–9). Сей есть пришедыи водою и кровию и Духом Исус Христос, не водою точию (только), но водою и кровию; и Дух есть свидетельствуяи о Нем, яко (потому что) Дух есть истина. Крещением, Духом и в Духе свидетельствует, что Христос есть и Человек, и Сын Божий. Он соединил в Себе самое главное на небе с самым главным на земле – Дух истины с водой и кровью и, таким образом, явился Спаситель. С небесным Он освятил земное, с Божественным человеческое, и таким путем Он спас человеческий род от греха, смерти и дьявола. Вода является самой распространенной стихией в мире и, освятив ее, Спаситель освятил главную стихию человеческого тела! Являя ее не подверженной порче после освящения Святым Духом во имя Его, Он показал, что Он силен сотворить подобное и с человеческим телом. Кровь есть символ жизни и единственная сила жизни. Став человеком, то есть приобретя кровь и тело, Спаситель освятил эти две основные стихии жизни. Он сделал кровь кровью в Боге, в Господе, особенно в Святом Таинстве Евхаристии, и показал, что и тело есть тело для Господа, для бессмертия, для вечной жизни. Когда Христос вознесся со Своим святым телом на небо, так что оно стало вечным одесную Отца Славы, тогда Он это окончательно подтвердил и осуществил. Все, что сделал Христос, Он сделал со Своим Святым Духом Истины. Святой Дух непрерывно и свидетельствует в жизни Церкви, поскольку Святой Дух есть душа Церкви. Святой Дух является носителем главного свидетельства, что Христос есть Сын Божий и Спаситель, поскольку Он постоянно на протяжении всех веков спасает в Церкви всех тех, кто верит в Господа. Этот Святой Дух нам говорит, свидетельствует, открывает всю истину о Спасителе, поскольку Святой Дух есть Дух истины и Сама Истина, Сам Бог и Господь, Жизнодавец, Который Своей освящающей силой освящает мертвую стихию воды и делает ее непортящейся, и вино претворяет в Кровь Исуса в Святом Таинстве Евхаристии. О Христе свидетельствует сама Истина, Святой Дух. Поскольку Христос и Святой Дух суть Второе и Третье Лица Пресвятой Троицы, Единая, Единственная Истина и вместе вечная Истина, олицетворенная в Двух Вечных Божественных Лицах. Утверждая истинность нашей веры, что Христос есть Сын Божий, воплотившийся, пришедший на землю и дарующий нам жизнь вечную и победу над миром с его греховными соблазнами, апостол ссылается на трех Свидетелей на Небе и на трех свидетелей на земле. Свидетели на Небе: Яко трие суть свидетельствующе на небеси, Отец, Слово и Святыи Дух: и сии три едино суть. Это составляет всю истину о Троическом Божестве. Опытный факт, но и интеллектуальная недоступность. Божественная сущность без границ: и глубины, и ширины, и высоты, – и выше, и глубже всех человеческих границ познания, разумения и чувствования, не доступна человеческому пониманию. Но и жизнь, которой мы живем, очень глубока, широка и выше человеческой логики и понимания. Из этого громадного преисполненного океана жизни только время от времени мы понимаем некоторые элементы. Этот океан изливается посредством Бога, Который не только знает конец каждой вещи, но знает и бесконечно, вечно и нескончаемо. Мы знаем только то, что нам доступно и опытно дано. И это нам дано сполна с воплощением Бога Слова и вселением Святого Духа в богочеловеческое тело Церкви. Нам дано от Троического Божества все необходимое для спасения от греха, смерти и дьявола, чтобы мы наставлялись Божественным совершенством и посредством Священных Таинств и святых добродетелей к достижению обожения. Бог есть Троическая сущность – это реальность, которой непрерывно жительствуют «через Отца», «Сыном», «во Святом Духе». Эта истина полностью открыта в Богочеловеке и исполнена в Церкви. Об этом свидетельствует вся благодатная жизнь Церкви. «Сказав это, подтверждает слова сии доказательством от меньшего» (блаж. Феофилакт). Яко трие суть свидетельствующе на земле, Дух (тот же Дух Святый, но уже не в Его лице, или ипостаси, а в Его действиях, которыми Он свидетельствует о Христе, давая совершенное Искупителем искупление приемлющим его верой) и вода, и кровь, истекшие из ребра Христова и ставшие веществами двух величайших Таинств — Крещения и Причащения, и трие во едино суть (сии три об одном). Эта троица стала совершенным «единым» впервые в Богочеловеке. Бог, Вечный Дух, стал человеком, соединился с телом и кровью. И Он показал, что совершенный и праведный человек существует только после полного соединения с Богом. Таков Христос не только для Себя, но и для всего человеческого рода. Господь, изменяя Себя в Церковь, дал всем людям необходимые силы для того, чтобы они изменили себя в совершенные человеческие существа, живя с Богочеловеком и в Богочеловеке, главным образом, в Таинстве Евхаристии, поскольку Святое Причастие есть не что иное, как то Таинство, через которое Бог определенно и реально воплощается в человеке. Человек стать праведным может только посредством соединения с Богом, жизни в Боге, воплощений в себе святых, Божественных, благодатных сил Божьих. В Ветхом Завете главными действиями очищения от грехов и примирения с Богом были очищение водой и жертвенною кровью. Эти действия и весь обрядовый закон Моисеев имели прообразовательное значение в отношении ко Христу и совершенному Им спасению человечества. Христос отменил прообразовательные ритуалы Ветхого Завета, заменив их самой сущностью вещей, истиной, но истиной образной. Ветхозаветные прообразы в Новом Завете заменены образами. Образ помогает уразуметь истину, поскольку человек облачен плотию. Внешнее и видимое становится для него проводником духовного и невидимого. Вода есть образ Крещения, кровь есть образ искупления человечества Крестной смертью Спасителя. Т. о., пришествие .Христа водой и кровью привело к установлению Им Таинств Крещения и Причащения. Аще свидетельство человеческо приемлем, свидетельство Божие боле есть, яко сие есть свидетельство Божие, еже свидетельствова о Сыне Своем. Таково свидетельство Бога о Богочеловеке и, посредством Его, о Пресвятой Троице. Это человек может установить личным опытом, жизнью. Поэтому Всесильный и Всеведущий Бог дал свидетельство, что Христос есть воистину Бог и Спаситель. Если человек не принимает этого свидетельства, значит, он считает Бога вне истины. Это есть величайшее падение, в какое может только ниспасть человеческая душа. Очевидна истина. Все Божественные и человеческие слова о вере во Христа как Бога и Спасителя показывают человеческому роду и личность, и дело Богочеловека, которые отчетливо видны в Его Евангелии, Его Церкви, в жизни Его святых. Нет извинения людям за их неверие во Христа. Кто верит во Христа всем сердцем, всей душою, всем умом, всей силой, переживает как самую великую реальность все Божественные и человеческие свидетельства о Христе как Боге и Спасителе. Требуется одна прямая личная встреча с Господом, и когда человек уверует в Него, он живет Им и опытно знает Его. Внутреннее свидетельство верующего (5, 10–13). Кроме того, христианин имеет и внутреннее свидетельство в себе самом, в собственном духе, запечатленном помазанием, печатью Духа Божия, по которому он знает и уверен, что он во Христе примирен с Богом и имеет упование вечной жизни, и ни одна сила не может его лишить этого свидетельства. Веруяи в Сына Божия, имать свидетельство о Нем: не веруяи Богови, лжа сотворил есть Его (представляет Его лживым), яко не верова во свидетельство, еже свидетельствова Бог о Сыне Своем. И сие есть свидетельство, яко живот вечныи дал есть нам Бог. Все Евангелие жизни заключается в этих словах, и в этом свидетельстве содержатся сжато все свидетельства. Доказательство того, что Исус есть Бог и Спаситель, заключается в том, что Он дает человеческому роду вечную жизнь. Он попрал, уничтожил смерть и даровал вечную жизнь. Главное доказательство и свидетельство есть то, что смерть побеждена, уничтожена Христом, Который и даровал вечную жизнь. В Богочеловеке не существует смерти, не существует греха, поскольку в Нем существует только вечная жизнь. Итак, до тех пор, пока человек не верит в Господа Исуса, он находится исключительно в смерти, он умерщвлен, мертв для всего того, что составляет праведную жизнь. Однако с того момента, как человек уверует в Него, он живет естественно, воскресает из мертвых и чувствует Божественную радость жизни, ощущает Божественное провидение и целесообразность жизни. Иначе человек не знает, что есть жизнь в действительности, и не понимает ее Божественного достоинства, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяи Сына Божия, имать живот; а не имыи Сына Божия, живота не имать. Чтобы человек ощутил эту жизнь, он должен находиться в Сыне Божьем, стать сочлененным с Богочеловеком в Церкви, стать ее живой частичкой и питаться Им. Вне Господа, вне Церкви все смерть, все мертво, царство смерти, греха и дьявола. Так что до тех пор, пока человек не укрепит в себе живое чувство Богочеловека Христа, он не имеет жизни и не знает, что в действительности есть жизнь. Только живое чувство Бога свидетельствует о человеке, что он жив. Это чувство достигается верой в Господа Исуса Христа и приходит в совершенство через любовь и другие святые добродетели, совершенствуется и преображается в вечное чувство вечной жизни. Такой человек в каждый момент своей земной жизни чувствует себя вечным, полным вечной жизни и поэтому побеждает все тленное, все вовлекающее в смерть. Если веришь в Христа Бога, то ты жив, если не веришь – мертв (см.: Откр. 3, 1). Сия писах вам верующим во имя Сына Божия, да весте, яко живот вечныи имате, и да веруете во имя Сына Божия. Очень важно знать, что верить во Христа значит иметь жизнь вечную. Это первое и самое основное знание каждого христианина. Верую и поэтому имею жизнь вечную. Имею жизнь вечную потому, что верю. От этого знания происходит неизменяемость в вере и постоянство, возникает исповедническая вера и готовность на всякую жертву за Христа, возникает терпение и радостное свидетельство о Христе. Это знание становится высочайшим руководителем, и этот руководитель является нравственным началом, которое размещает и упорядочивает все и себя согласно с этим знанием. Имеющий такую веру чувствует и знает, что величайшая забота его состоит в достижении вечной жизни каждым чувством, каждой мыслью, каждым делом, всем поведением. И это составляет его непрерывную борьбу, непрерывную жизнь в евангельских добродетелях. Это непрерывное восстановление себя во все более нового, в лучшего человека. Если ты христианин, значит, твое призвание достичь вечной жизни. И ты должен подвизаться день и ночь за вечную жизнь. Ради этой жизни ты должен с радостью переносить любую боль, печаль и мучение. Для тех, кто ищет вечного, есть одна главнейшая цель: стяжать вечную жизнь. Дерзновение верующего (5, 14–15). Это внутреннее свидетельство выражается также в молитвенном дерзновении верующего: И сие есть дерзновение, еже имамы к Нему, яко аще чесо просим по воли Его, послушает нас. Истина есть свобода людей в свободе Божьей, и это значит, что если человеческая свобода находится в свободе Божьей, то она бесконечна, всеполезна, приносит спасение; предел этой свободы таков: да будет воля Твоя (Мф. 26, 42). Воля Божия о нас, людях, – чтобы мы верой в Сына Божия стяжали вечную жизнь. Эта воля Божия полностью и совершенно выражена в Богочеловеке Христе, в Его Евангелии, в деле спасения. Поэтому наша свобода состоит в том, чтобы искать того, что Христово, того, что относится ко Христу, то есть евангельского, и чтобы получить это от Бога. Потому не будет свободой, но слепой несвободой, слепым порабощением искать от Бога того, что не евангельское, и ожидать исполнения нашего прошения. По этой причине многие наши молитвы Господь, Всеблагой и Всеведущий Бог, «не слышит» и не исполняет наши прошения, поскольку они не созвучны Его воле. Условия исполнения наших прошений есть их согласие с волей Божией. Следовательно, как правило, как меру, мы можем положить следующее: ищи того, что согласно с волей Божией, и ты это получишь. Согласно с волей Божией то, что вытекает из Евангелия и согласуется с ним. С такой свободой каждое человеческое движение есть надежное житие в бесконечной благости Божией. Это есть самая совершенная и самая сладкая свобода. Все остальное, прямо или косвенно, порабощено греху, смерти и дьяволу, порабощено злу. И аще вемы, яко (когда мы знаем, что) услышит нас егоже аще (во всем, чего) просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом (знаем и то, что получаем просимое) от Него – знаем это из опыта. Богоугодные наши молитвы являются самым замечательным и самым твердым нашим убеждением! Тут уже нет места колебаниям, сомнениям, нерешительности. Мы выполняем волю Божию, поэтому Он исполняет нашу волю. Это евангельское правило. Если того, что хочет Бог для тебя и для других, хочешь и ты для себя и для других, тогда, несомненно, Бог исполнит каждое желание твоей молитвы. Если живешь согласно Евангелию, то Господь исполнит каждое прошение твое.  Согрешающий брат (5, 16–19). Аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти (αμαρτίαν μή πρός θανατον), да просит (если мы по любви к согрешающему ближнему нашему молимся за него), и Бог даст ему живот. Он сделал грех и поэтому убил сам себя. Но при этом aпостол делает важную оговорку: если только ближний наш будет согрешающим не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится. Это различие греха к смерти и греха не к смерти имеет тот же смысл, что и слова Господа о том, что всякий грех и хула отпустятся или простятся людям, но хула на Духа Святого не отпустится людям ни в сем веке ни в будущем (см.: Мф. 12, 31–32). Поступает согласно Евангелию тот, кто хочет спасения каждого и работает над этим. Это есть желание Христово о каждом, и оно должно стать и нашим желанием. И это значит: мы не желаем никому пребывать во грехе и в чем-либо греховном, но желаем каждому находиться в добре и во всем богоугодном. Мы не желаем никому смерти и чего-либо смертоносного, но всегда желаем бессмертия и того, что ведет к нему. Мы не желаем никому быть с дьяволом и с чем-либо дьявольским, но желаем всякому быть со Христом и во всем Христовом. Люди, любящие грех, желают сами себе смерти. Существует два вида грехов. Грех не к смерти – это тот грех, в котором человек приносит покаяние. Каждый грех приводит душу к маленькой смерти. Покаянием человек изгоняет грех из себя, изгоняет смерть и воскрешает душу из мертвых. Покаяние не есть только второе крещение, но и первое воскресение, воскресение из мертвых. Покаяние уничтожает смерть души, приводя человека к вечной жизни. Так что, если человек совершил грех и приносит покаяние, то он восстает от мертвых. Это грехи, которые происходят от нравственной слабости человека, от его несовершенства — грехи, очищаемые искренним покаянием и сердечным сокрушением и потому не подвергающие грешника духовной смерти. Грех к смерти, или смертный грех это — грех тяжкий, совершив который человек так ожесточается сердцем, что становится неспособным к покаянию. Таков грех упорного неверия, упорного отступничества от веры, не принимающего никакого вразумления, ожесточенного закоснения в еретических заблуждениях или тяжких нераскаянных грехах, ставших как бы второй природой человека, a потому неисцелимых. Это каждый нераскаянный грех, и это значит, что каждый грех, в котором остается человек добровольно, благодарно и непреклонно, есть грех к смерти. Такой грех вызывает смерть души, и смерть души есть ни что иное, как отделение души от Бога, потеря душой Бога и Его всесвятых даров и сил. По-видимому aпостол считает, что нельзя быть уверенным в силе молитвы за ближнего, коснеющего в смертном грехе, ибо успеху такой молитвы противодействует неверие и ожесточение самого грешника. Святой тайнозритель советует, что не подобает молиться о согрешающем к смерти.  Божественные силы изливаются на христиан, которые рождены от Бога посредством Священных Таинств и святых добродетелей, и поэтому они берегутся от греха. И лукавый не прикасается к ним, потому что лукавый прикасается к человеку через грех, входит в человека со грехом. Поскольку грех — это сила, которая «сияет» в нечистоте и во зле, сила порочная, дьявольская и нечистая. Посредством каждого греха дьявол берет нечто от себя и заражает этим человека. Поэтому христианин должен беречься греха, соблюдать себя от враждебного лагеря, от всех нечистых полчищ. Каким образом? — Евангельскими добродетелями, живя в них постоянно. Потому что только так христианин соблюдается от погибели, от страшной и непрерывной брани вражьей, от страшной битвы, которая ведется против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (см.: Еф. 6, 12). Все эти лукавые воины зла бегут от святых Божественных добродетелей, и лукавый не прикоснется, не тронет воина Христова. Всяка неправда, грех есть, и (но) есть грех не к смерти. Мы можем узнать, что есть неправда, только когда узнаем, что есть правда. Человеческий род никогда бы не узнал определенно, с ясностью, что есть правда, что есть единая правда Божия, если бы она не являлась в лице Богочеловека Христа. Как только мы посмотрим на Него, мы видим всеобъемлющую правду и научаемся от Него, что есть правда. Это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть все то, что не Он, все, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Кто не служит Христу, тот служит неправде. Как каждая неправда есть грех, так и каждый грех есть неправда. Неправедный обязательно и грешен, и наоборот, грешный обязательно неправеден. Только жизнь, согласная с Евангелием Христовым, превращает неправедного в праведного; только со Христом и во Христе совершается и есть правда Божия. Вемы, яко всяк рожденыи от Бога, не согрешает: но рожденыи от Бога, блюдет себе, и лукавыи не прикасается ему. Не согрешает тот, кто рожден от Бога и кто блюдет себя. Вемы яко (мы знаем, что мы) от Бога есмы, и мир весь в зле лежит — это обычное знание христиан, знание, которое нас делает христианами, то есть настоящими людьми. От Бога есмы — мы от Бога, мы происходим от Бога. Христиане знают, откуда они происходят, где находятся и куда следуют. Они единственные, кто знает правильный путь человеческой сущности, от начала до конца. Зная, что они от Бога, они живут по Богу и ради Бога, живут с вечным и ради вечного, живут вечной жизнью. Поскольку в них все от Бога, им удается различать и видеть границу между тем, что от Бога, и тем, что не от Него, между добром и злом, между правдой и неправдой, истиной и ложью, жизнью и смертью, Богом и дьяволом. У них зрение и знание «в Боге», поэтому видят и знают они, что мир весь в зле лежит. Лежит во зле мир, потому что его одолели и повалили грехи, и мир не хочет и не желает вернуться на путь истины из своего состояния. Весь мир лежит во зле. Весь мир погружен во зло, терзается от зла, ввергнут во зло и унижен им. И такой мир составляют люди, которые с удовольствием грешат и предаются порокам. Подвиг христиан состоит в следующем: несмотря на то, что они живут в этом мире, который весь во зле лежит, который весь находится в аду, христиане господствуют над злом всего мира и не дают себя превратить в злых, дьявольских людей мира. И еще: свет, какой имеют христиане, освещает для них и достоинства всего создания Божия на земле: людей, животных и т.д. Весь этот мир, хотя и богоданный, изнурен злом, в котором лежит, как в тяжелой болезни. Это есть и величайшее мучение для создания Божия, ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 22), ожидая славного явления сынов Божиих, которые освободят тварь от порабощения злу (ср. Рим. 8, 19–21). Заключение (5, 20–21). В заключение aпостол кратко приводит основные мысли Послания о том, что рожденный от Бога не грешит, то есть не побеждается своими грехами, потому что хранит себя благодатью возрождения, и лукавый не прикасается к нему, что христиане — от Бога, а мир неверующих во зле лежит; Сын же Божий дал нам истинное знание, чтобы хранить себя от многоразличных идолов, то есть от греховных привязанностей: Вемы яко Сын Божии прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Исусе Христе. Сей есть истинныи Бог и Живот вечныи. Чадца, храните себе от треб идольских. Аминь. В этом стихе раскрывается, строится и подытоживается все благовествование святого Иоанна Богослова и все его богословие. Сын Божий пришел и дал нам просвещенный разум, которым, находясь в Нем, вемы (знаем) истинного Бога. Кроме того, Он нам дал и те силы, с которыми мы становимся Его, с которыми мы устанавливаемся в Нем, и, следовательно, мы всем нашим существом пребываем в Нем, в истинном Боге, и Им – в вечной жизни. Хотя мы находимся в этом мире, который весь во зле лежит, но живем мы в Исусе Христе, в истинном Боге и в вечной жизни. Если бы нам Бог не дал просвещенный разум и рассудок, то мы не познали бы Праведного Бога и все были бы идолопоклонниками, поскольку лишь Богочеловек Христос есть истинный Бог. Кто не видит Христа и не признает Его, тот является идолопоклонником, поскольку не знает истинного Бога. И кто признает кого-либо другого или что-нибудь другое за Бога, и такой является идолопоклонником, поскольку и он не знает Единого истинного Бога и Господа Исуса Христа. И то, что Он есть истинный Бог, Он показал не тем только, что Он имеет жизнь вечную, но и тем, что Он дает ее другим, людям, которые веруют в Него. Этим познается истинный Бог – тем, что Он Единственный, Кто имеет жизнь вечную и дает ее всем Своим последователям. Это самое точное определение для отличия истинного Бога от других, ложных, богов. Ибо ложен каждый бог, который не может даровать людям вечную жизнь. А этого не может сделать никто из тех, кто не победил смерти. Богочеловек Христос есть Единственный, Кто победил смерть Воскресением. Поэтому Он и есть истинный Бог и Жизнь вечная. Любой другой есть «небог», есть ложный бог. Признание, исповедание и проповедь о любом другом боге, кроме Христа, есть не что иное, как идолопоклонство. Да, идолопоклонство – это поклонение любому идолу, вместо поклонения Единому истинному Богу, Господу Христу. Идолопоклонство включает все, начиная от наиболее грубого, пошлого и дикого суеверного культа и кончая самым высоким символизмом. В идолопоклонстве почитаются за богов не только камни, деревья, животные, планеты, скульптуры, но и люди, и герои, и духи (добра и зла), и открытия, и идеи, и страсти, и культуры, и политика, и наука, и философии, и искусства, и все, что противопоставляется по собственному желанию идолопоклонников истинному Богу и Господу Исусу Христу (т. е. заменяет Его). Поэтому святой Иоанн Богослов, «сын громов» новозаветной истины, заканчивает свое чудесное благовествование словами: Дети! Храните себя от идолов, храните себя от идолопоклонства. Аминь.

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author