?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Авторы: Евгений Поселянин, Валерий Мельников

Прославилась эта икона в 304 году, во время осады Амиром византийского города Никеи, находящегося в Малой Азии. Один из воинов по имени Константин, увидев икону Божией Матери, решил совершить поругание над ней: он схватил камень, бросил его в икону, разбил ее и затем начал попирать ногами и топтать. В следующую ночь ему явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне; знай, что ты сделал это себе на погибель». Наказание святотатца не замедлило последовать. На следующий день, во время военных действий нечестивец погиб: когда Константин вместе с другими устремился на стены для отражения неприятеля, он внезапно был поражен в голову камнем и пал бездыханным. Предание гласит, что об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые и установили петь перед этой Никейской иконой Богородицы песнь, начинающуюся словами: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза». Часто эти слова иконописцы помещают на самой иконе, а преподобный Андрей Критский включил их в канон к празднику Преполовения Пятидесятницы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущи Небеснаго Хлеба Христа, от Него же всяк ядыи не умирает, якоже рече всяческих, Богородице, Питатель».
Однако в указанное время Никея не подвергалась осаде со стороны арабов. Современный рассказ о Никейской иконе мог сложиться под влиянием другого известного случая: «B июне того же 726 г. новое иконоборческое настроение армии демонстративно проявило себя в новом вызывающем инциденте. Арабы осадили Никею. Осажденные жители толпились около образа Богоматери с молитвами. Один солдат швырнул в икону камнем и разбил y нее ногу. По-видимому, икона была скульптурная. На другой же день, гласит предание, солдат был сам убит камнем в сражении с арабами. Город спасся от арабов. Православные увидели в этом знамение и еще больше стали чтить иконы» [А.В.Карташев. Вселенские соборы // VII Вселенский собор 787 г. Начало иконоборчества при Льве Исавре (717‒741 гг.)]. Об этом случае могло быть рассказано отцам VII Вселенского Собора, бывшего в Никее в 787 году. Очевидно, что извод иконы не придуман в ХVIII веке и не принесен с католического запада, а имеет древнее византийское происхождение. Тропарь, глас, 4: Граду Твоему велие заступление, и людям радостное утешение, чюдная икона Твоя даровася Богородице Дево, о Тебе бо врата смерти сокрушаются, и неисцельныя болезни утоляются, о Тебе гордыню вражию до конца низлагаем, и верою Сыну Твоему вопием, чашею спасения напой нас Христе Боже, и державны нас воздвигни, на невидимыя и видимыя враги, молитвами Пречистыя Ти Матере, яко всесилен. Ин тропарь, глас той же: Чашею радости и веселия истиннаго, премудростию Христа Твоего, жаждущия люди напой Богомати, да Твой ныне праздник празднуем светло, и небесною любовию горяще, Иже от Тебе Рожденнаго делы благими почтим, да державны нас воздвигнет, на вся соблазны и лютыя грехи, Твоею помощию и заступлением, яко всесилен. Кондак, глас, 8: К Предивной Заступнице рода християнскаго, мiра всего присному Упованию, ныне Русская страна с плачем припадает, и милости от Тоя просящи вопиет: спаси сыны и дщери моя, от пламене погибельных страстей, забвения и помрачения, пияньственнаго безумия, блуднаго разжжения, мятежа, убийства и братоненавидения, иныя бо надежды не имам разве Тебе, на Тя до конца уповаю, в род и род прославляю вожделенное имя Твое, радуися благословенная Марие, радуися Невесто Неневестная.