petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Первое посланиe апостола Иоанна: 1 Ин., 71 зач., 2, 18 ‒ 3, 10

Автор: архиепископ Аверкий Таушев

Последняя година, антихрист и антихристы (1 Ин. 2:17–19). И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов — учение об антихристе, как об определенной человеческой личности мы находим в словах Самого Господа Иисуса Христа: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5:43), а особенно в посланиях святого aпостола Павла, написанных много раньше послания Иоаннова: Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес. 2:3–9). Хотя самого антихриста еще нет, но появились предтечи его, носители его духа противления Богу, каковыми святой Апостол несомненно считает появившихся уже в апостольское время лжеучителей вроде Симона Волхва, Керинфа, Николаитов и других. Против них предостерегали христиан также Апостолы Петр и Иуда.     Они вышли от нас, но не были наши... то есть раньше эти люди принадлежали к апостольской общине, но только внешне и формально, внутренне же были чужды ей. Со временем они отпали от Церкви и примкнули к ложным учениям, или сами стали насадителями ересей (18–19).

1 Ин. 2:20–29. Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всёaпостол не говорит об антихристах подробно, ибо уверен, что христиане сами просвещены Духом Святым, через совершенное над ними таинство миропомазания. В начале христиане получали особенные дары Духа Святого через возложение aпостольских рук, но со временем это действие было заменено помазанием святым миром, как это видно еще из 2 Кор. 1:21–22: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши и Еф. 4:30: И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Знаете всё — конечно, в смысле: «всё, что нужно для спасения, а потому можете распознать ложь еретических учений». Однако в качестве самого верного признака, по которому верующие могут узнать лжеучение, святой апостол указывает отрицание или искажение истинного понятия об Иисусе Христе, как пришедшем для спасения людей Единородном Сыне Божьем. Такой, т. е. отрицающий Сына, не имеет и Отца, ибо только через Сына Божьего люди могут познавать и любить Бога Отца, только через Сына они получают доступ к Нему: Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11:27). Для того, чтобы пребывать в единении и с Сыном и Отцом, надо крепко держаться Апостольского исповедания веры: того, что вы слышали от начала… Только пребывая в этой вере можно наследовать жизнь вечную (ст. 20–26). Далее святой aпостол вновь подчеркивает важность великого дара благодати, который получают верующие чрез таинство миропомазания: помазание, которое вы получили от Heгo, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас и внушает непоколебимо держаться исповедания Божества Иисуса Христа, заканчивая свое увещание напоминанием близости второго пришествия Христова и обещанием дерзновения, то есть уверенности в оправдании в день суда: не посрамимся то есть не окажутся осуждены (ст. 27–29). Сыны Божьи и дети диавола (1 Ин. 3:1–10). Апостол Иоанн, на основании ранее высказанных мыслей, говорит о проявлении в самой жизни общения с Богом и делит людей по жизни их на детей Божиих и на детей диавола. По причине грехопадения Адама род человеческий оказался порабощенным диаволом. Искуплением Господа Иисуса Христа всем людям дарована возможность стать детьми Божьими, получая возрождение в таинстве крещения и укрепляясь в Божественной жизни другими таинствами, и собственными усилиями следовать в жизни по стопам Христа, по заповедям Его (ст. 1–8). Всякий, рожденный от Бога, не делает греха — это выражение следует понимать не в том смысле, что верующий христианин никогда не грешит (это противоречило бы словам самого св. Иоанна: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас; 1:8–10), а в том, что он не отдает себя в рабство греху, но всеми силами борется с искушениями, а если и падает иногда по немощи, то спешит исповедать свои грехи (1:10), чтобы больше не повторять их. Подобным образом, когда aпостол пишет: кто делает грех, тот от диавола, он говорит не о том человеке, который редко и по немощи согрешает и потом кается, a o том, который любит грешить и опутан своими страстями. Когда человек согрешает произвольно, в действительности он сближается с дьяволом, поскольку не существует греха, который бы не происходил непосредственно или опосредовано от дьявола. Посредством каждого произвольного греха человек напрямую соединяется духовно с дьяволом. Ведь все-сущность совершения каждого человеческого греха находится в дьяволе. И человек является только сотрудником его в этом. Дьявол совершает, человек соучаствует. Наиболее очевидный пример — это Иуда Искариот. Ведь с момента, когда над ним возобладал дьявол, они вдвоем совершили самый страшный грех в истории этого мира. Поэтому святой Иоанн Богослов благозвучно говорит: Сего ради явился Сын Божий, да разрушит дела дьявола. Дела дьявола — это всякое зло: невоздержание, блуд, зависть, гордыня, ненависть и прочие грехи и пороки — от величайших до мельчайших. Посредством их дьявол делает человека своим соучастником и сотрудником (ст. 8–9).

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author