petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Деяния святых апостолов: Деян., 34 зач., 14, 20‒27

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Увѣ́дѣв­ша же при­­бѣгóста во грáды Ликаóнскiя, въ Ли́стру и Дéрвiю, и во окрéстныя и́хъ, и тáмо бѣ́ста благовѣ­ст­вýюща. «Узнав о сем, удалились». Ничего нет странного в том, что святые бегут от людей, намеревающихся учинить им козни, и считают за лучшее уклониться от брани, которую они считали, согласно приведенному свидетельству, недозволенной им. И нѣ́кто мýжъ въ Ли́стрѣхъ нéмощенъ ногáма сѣдя́ше, хрóмъ от­ чрéва мáтере сво­ея́ сы́й, и́же николи́же бѣ́ ходи́лъ. Сéй слы́шаше Пáвла глагóлюща, и́же воз­зрѣ́въ нáнь и ви́дѣвъ, я́ко вѣ́ру и́мать здрáвъ бы́ти, речé вéлiимъ глáсомъ: тебѣ́ глагóлю во и́мя Гóспода Исýса Христá, встáни на ногý твоéю прáвъ. И áбiе воз­скочи́ и хождá­ше. Нарóди же ви́дѣв­ше, éже сотвори́ Пáвелъ, воз­двигóша глáсъ свóй, ликаóнски глагóлюще: бóзи уподóбльшеся человѣ́комъ снидóша къ нáмъ. Нарицáху же ýбо Варнáву дíа, пáвла же ермíа, понéже тóй бя́ше начáлникъ слóва. Для чего Павел «сказал громким голосом»? Чтобы уверовал народ. Что же касается слов «взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления», так словами этими, кажется мне, выражается мысль, что Павел проник в душу его, потому что внимать тому, что говорил Павел, было возможно лишь для философской души. «И он тотчас вскочил и стал ходить». Что хромой вскочил, ‒ это доказательство совершенного исцеления. «Народ же, увидев, что сделал Павел». Замечай, с одной стороны, простодушие язычников, с другой – коварство иудеев. Первые чествовали апостолов как богов, последние преследовали их как разрушителей порядка. «И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием». Видишь, как у эллинов было в обычае делать богами людей. Запомни происхождение идолослужения, чтобы дать ответ, когда будут спрашивать, откуда идолослужение. Таким же точно образом эллины из людей делали богами и апостолов. И диавол вначале подобным же образом старался ввести в мир это нечестие, говоря: «Будете как боги» (Быт. 3: 5). И так как тогда ему это не удалось, то с тех пор он домогается этого и доселе, всюду стараясь вводить многобожие. Жрéцъ же дíевъ, сýщаго предъ грáдомъ и́хъ, приведé юнцы́ и [принесé] вѣнцы́ предъ вратá, съ нарóды хотя́ше жрéти. Слы́шав­ша же апóстола Варнáва и Пáвелъ, растерзáв­ша ри́зы своя́, вскочи́ста въ нарóдъ, зовýща и глагóлюща, мýжiе, чтó сiя́ творитé? и мы́ подобострáстна есмá вáмъ человѣ́ка, благовѣ­ст­вýюща вáмъ от­ си́хъ сýетныхъ обращáтися къ Бóгу жи́ву, Иже сотвори́ нéбо и зéмлю и мóре и вся́, я́же въ ни́хъ,  Иже въ мимошéдшыя рóды остáвилъ бѣ́ вся́ язы́ки ходи́ти въ путéхъ и́хъ, и ýбо не несвидѣ́тельст­вована себé остáви, благотворя́, съ небесé нáмъ дожди́ дая́ и временá плодонóсна, исполня́я пи́щею и весéлiемъ сердцá нáша. И сiя́ глагóлюща, едвá устáвиста нарóды не жрéти и́ма, но от­ити́ ко­емýждо во своя́ си. Смотри: всюду они чисты и чужды тщеславия; не только не домогаются славы, но даже отклоняют ее от себя, когда воздают им прославление. Так и Петр говорил: «Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит» (Деян. 3: 12)? И эти апостолы говорят то же самое, но поступают с некоторой горячностью: «разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки». Мы – люди, говорят, но мы – выше идолов, потому что они – мертвы. Видишь, каким обыкновенным явлением было у эллинов делать из людей богов? Да и в их книгах, где описана их древняя история, ты найдешь, что Зевс, будучи человеком, сделал себя богом, говоря, что он – бог. Точно так же и многие из римских и македонских царей назывались божественными. Поэтому нет никакого основания не верить древним сказаниям о том, что некоторые из народов были обольщены и назвали некоторых из людей богами, как и эти люди обольстились Варнавой и Павлом. И Симона волхва жители Самарии называли великой силой божией. «Разодрали свои одежды». У иудеев был обычай разрывать на себе одежды, когда они слышали богохульные слова. Так, когда Христос говорил, что Он – Сын Божий, Каиафа разорвал на себе одежду, говоря, что Христос произнес хулу на Бога. А так как то, что случилось теперь, было некоторым образом богохульством, то, следуя иудейскому обычаю, и апостолы сделали то же самое. Отвергнут же этот обычай потому, что он не был постановлением закона. И Господь говорил иудеям, когда они поступали подобным образом: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (Иоил. 2: 12‒13). «Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями. Попустил», сказано, но почему попустил, апостол еще не говорит, так как останавливается преимущественно на том, что настоятельно было необходимо, и нигде еще не упоминает имени Христова. «Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе». Так говорит, потому что в каждом поколении совершал такие дела, которые приводили людей к правде. Не насилуя свободной воли, Господь позволял всем людям ходить по собственному их усмотрению, но Сам постоянно совершал такие дела, из которых они, как существа разумные, могли уразумевать Создателя. Свидетелями Его апостол называет даже ежегодные дожди.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author