petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Икона Пресвятой Богородицы Цареградская

Цареградской называют две значительно отличающихся друг от друга иконы. Или же, хотя один образ и является списком с другого, но сильно отличен. То есть существуют несколько различных по иконографии образов Богородицы с таким названием. Согласно книге Поселянина, празднование одному образу установлено 25 апреля, другому ‒ 17 сентября. Но в каталоге как минимум три разных по иконографии Цареградских образа. Икона явленная в 1071 празднуется 25 апреля (8 мая по новому стилю). По преданию, Цареградская икона Божией Матери, память которой празднуется 8 мая (25 апреля по старому стилю), – одна из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Как и при каких обстоятельствах явилась эта Цареградская икона Божией Матери неизвестно, но известна дата её явления – 25 апреля 1071 года. Существует предание, что икону (либо её список) в середине XV века принёс из Царьграда преподобный Евфросин Псковский, получивший образ от Константинопольского патриарха. Чтимый древний образ находился в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом, но, к сожалению, погиб в пучине полноводной реки Толба вместе с кораблями шведов, которые разграбили Спасо-Елеазаровский монастырь и попытались вывезти его ценности. Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре Псковской епархии, в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский, в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

По какой-то причине, списки с этой иконы различаются. На одной иконе Исус держит свиток и смотрит в сторону, противоположную от Богородицы. Еще один подобный список обнаружился на многочастной иконе XVIII века. Но все остальные образы, являющиеся списками Цареградской иконы из Елеазарова монастыря, сильно отличаются от этой иконы, на них Исус смотрит в сторону Богородицы. Пока не удалось выяснить, в чем причина этой разницы. Тропарь, глас 1: Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию / и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления. Кондак, глас 8: Препрославленная Вышняго Матерь / созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда / и возбуждает зрением того на подвиг, / побеждати сопротивных силу / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: / радуйся, Невесто Неневестная. Икона на грифельной доске (празднование 17 / 30 сентября). Икона выбита на грифельной доске и имеет весьма небольшие размеры — всего 2 дюйма. Относится к иконографическому типу Одигитрия. О явлении ее предание рассказывает, что в давние времена два греческих монаха проездом из Царьграда были в Старой Руссе, слушали и служили здесь в соборной церкви Божественную литургию. На память о своем пребывании здесь они оставили в соборе миниатюрную икону Божией Матери, выбитую на грифельной доске. Эта икона прославилась вскоре многими чудотворениями и хранилась Старорусском соборе Новгородской епархии.

Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author