petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Преподобный Сильвестр Обнорский

Преподобный Сильвестр Обнорский жил в XIV веке и был современником святи­теля Алексия, митрополита Московского, и одним из учеников и постриженников преподоб­ного Сер­гия Радонежского. Пространного жизнеописания преподобного Сильвест­ра не сохранилось. Известно, что любовь к молитвенному уединению жила в нем с юных лет. После прохождения послушаний в Троицкой обители преподобный Сильвестр получил благословение на пустынножительство. Получив благословение своего наставника — игумена Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского, инок Сильвестр отправился искать пустын­ное место для пребывания в безмолвии. На покрытом дремучим лесом берегу реки Обноры, впадающей в реку Кострому, примерно в 20-ти километрах от прежнего города Любима в Ярославской земле, в глухой, безлюдной пустыньке преподобный водрузил крест и начал подвизаться. Построив небольшую келлию, святой отшельник стал дни и ночи прово­дить в неустанной молитве и строгом посте. Сохранилось предание, что однажды, идя за водой на реку, преподобный получил откровение о том, что пустынь, изб­ранная им для подвижнических трудов, станет известной и соберет немало иноков. Долго никто не знал о святом отшельнике. Его келью случайно обнаружил сбившийся с пути крестьянин. Он рассказал смущенному отшельнику, как попал в это место, над которым ранее видел то светлые лучи, то облачный столп. Преподобный прослезился от скорби, что место его уединения открыто. Путник упросил святого рассказать о себе. Преподобный Сильвестр сказал, что живет тут уже немалое время, питается древесной корой и кореньями. Сначала он обессиливал без хлеба и падал от изнеможения на землю. Но однажды ему явился Ангел в виде чудного мужа и прикоснулся к нему рукой. С тех пор преподобный Сильвестр не испытывал бедственного состояния. Тогда крестьянин еще раз, уже специально, пришел к преподобному и принес ему хлеба и муки на запас. Достаточно было одной встречи, чтобы о подвигах отшельника стало известно многим. Таким образом уединение преподобного Сильвестра было открыто жите­лями окрестных селений и вскоре к отшельнику стали приходить крестьяне из окрестных, хотя и неблизких селений за советом и благословением, ища духовного руководства. Преподобный Сильвестр не возбранял им строить кельи рядом с ним. Преподобный Сильвестр всех встре­чал с любовью и каждого желавшего подвизаться в совместных трудах бла­гослов­лял на устройство отдельной келлии. Когда количество пустынножи­телей заметно возросло, преподобный Сильвестр решил основать в этом месте храм и при нем монастырь. Преподобный сам отправился в Москву и испросил у святителя Алексия благословение на создание храма в честь Воскресения Христова. Антиминс для храма он получил у святи­теля, который поставил св. Сильвестра игуменом обители, также впоследствии получившей название Воскресенской.



Так преподобный Сильвестр стал первым игуменом этого монастыря на реке Обноре, который впоследствии прославили своими духовными подвигами преподобные Павел Обнорский и Сергий Нуромский. Деревянный храм в обители был освящен в честь Воскресения Христова, поэтому и сам монастырь стал именоваться Воск­ресенским. Как игумен, преподобный Сильвестр являл братии постоянный пример молитвенного подвига и неустанного труда. Любовь к безмолвию по-прежнему жила в сердце подвижника. С построением храма число братии быстро выросло, и преподобный часто оставлял монастырь и уходил вглубь дремучего леса для уединенной молитвы. Это место получило название «заповедной рощи», так как преподобный Сильвестр запретил рубить там деревья. Здесь преподобный Сильвестр собственноручно выкопал четыре колодца (один из которых еще в прошлом столетии был известен и чтим). Стремление поучаться наставлениями мудрого старца заставляло народ прихо­дить и к месту его отшельни­чества. Преподобный Сильвестр, не отказывая нико­му, выходил из убежища, благословлял богомольцев и вел с ними долгие беседы. Когда преподобный возвращался из уединения, около монастыря его обычно ждало много народа, каждый хотел получить его благословение и услышать поучение. Итак, место, где уединялся преподобный, еще при его жизни получило название «заповедной» рощи, к которой местные жители относились благоговейно, из поко­ления в поколение пере­давая наказ святого старца не рубить в ней деревья. В 1645 году строитель Воскресенской обители иеромонах Иов пренебрег заповедь чудотворца и вздумал рубить рощу. За это и он был наказан слепотой, от которой исцелился при гробе Сильвестра. С того времени и доныне никто не смеет срубить дерево в заповедной роще. Несмотря на то, вековых деревьев там мало; время истребляет их. Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. «Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, — говорил им в утешение препо­добный, — на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господа Богу и Его Пречистой Матери, чтобы избавиться вам от искушений лукавого». Преподобный скончался 25 апреля и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма. Известна икона XVII века, на которой прп. Сильвестр изображен держащим в руке свиток; на свитке помещена часть текста его завещания, дошедшая таким образом до нас. Вскоре после кончины преподобного на месте его духовных бесед была соору­жена часовня, вокруг которой ежегодно в день памяти святого подвижника совершались крестные ходы. Особо почиталось место погребения преподобного, так как от гроба его происходили чудесные исцеления. Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев). Почитание святого не оскудевало в его родном краю. Богомольцы благоговейно черпали воду из колодца, вырытого преподобным на склоне горы у Обноры, а вокруг обители со временем выросло село. Как и другие северные монас­тыри, Воскресенская обитель неоднократно подвергалась разорению: в 1538 году во время нашествия казанских татар, в 1612 году польскими захватчи­ками. К 1647 году разрушенный монастырь был восстановлен. В 1656 году вместо деревянной часовни над гробницей преподобного Сильвестра сооружен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. История обители продолжалась вплоть до закрытия во время секуляризации церковных земель 1764 года, когда монастырь был упразднен, а его соборный храм был превращен в приходскую церковь. В 1821 году архиепископ Ярославский Филарет (впослед­ст­вии митрополит Московский) дал благословенную грамоту на строительство вместо деревянной Покровской церкви каменного Воскресенского храма, ко­торое было закончено в 1825 году. В одном из приделов Воскресенского храма в бронзовой посеребренной гробнице установили обретенные нетленные мощи преподобного Сильвестра. В 1860 году преподобный Сильвестр вновь напомнил о себе несколькими чудесными знамениями, описание которых помещено в Ярос­лавских и Вологодских епархиальных ведомостях за 1860‒1870 гг.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author