petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Святой апостол и евангелист Марк

Святой Марк или Иоанн-Марк был апостолом от 70-ти. Племянник апостола Варнавы, он родился в Иеросалиме. Дом его матери Марьи примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (см.: Мк. 14, 51‒52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (см.: Деян. 12, 12). Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (см.: Деян. 13, 6‒12). После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иеросалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь. Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (см.: 1 Пет. 5, 13). Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал апостол Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим.


Там он и написал святое Евангелие (ок. 62‒63). Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли знаменитые отцы и учители Церкви. Ревнуя о устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе. Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Аниана, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял крещение. Вслед за Анианом крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Аниана епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина ‒ священниками. Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Исуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Св. Марку исполнилось тогда 57 лет. В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году мощи святого были перенесены в Венецию и поставили в храме его имени. В древней иконографической традиции, усвоившей святым евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой евангелист Марк изображается со львом ‒ в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (см.: Откр. 5, 5). Евангелие от Марка, второе из четырех Евангелий, по древнему преданию, написано Иоанном Марком, племянником Варнавы (см.: Кол. 4, 10), со слов и под наблюдением ап. Петра. Предполагают, что оно написано, главным образом, для христиан из язычников, и, в подтверждение этого мнения, указывают на то, что в нем подробно объясняются еврейские обычаи и выражения (Мк. 7, 3‒4, 11; 15, 42), но ничего не говорится о родстве Господа, и вообще очень редко приводятся выдержки из Ветхого Завета. Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (см.: Мк. 16, 20) и Духа Святого (см.: Мк. 13,11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (см.: Мк. 13, 10; 16, 15). Хотя это Евангелие вообще не говорит ничего нового, кроме того, что мы уже находим у Матфея и Луки, только повторяя это часто в более короткой форме и часто выпуская длинные речи, которые записаны прочими евангелистами, — мы все-таки не можем смотреть на него, как на повторение других Евангелий, так как оно во всем остальном проявляет характер самостоятельного произведения. Множество незначительных подробностей, которые только здесь и встречаются, свидетельствуют о том, что, хотя автор излагает уже существовавшие рассказы о Господе, однако получал сведения от наблюдательного очевидца, обладавшего хорошей памятью. Личность Христа во всех действиях и отношении к окружающему выступает здесь более ярко, чем где-либо. Здесь нам повествуется, что Христос взял за руку тещу Петра и поднял ее (см.: Мк. 1, 31), что Он взял бесноватого за руку и поднял его (см.: Мк. 9, 27) и так далее. Только здесь написано, что Он взглянул на богатого юношу и полюбил его, и что Он посмотрев вокруг говорил ученикам Своим (см.: Мк. 10, 21, 23) и так далее. Далее, здесь описывается неутомимость Спасителя в Его служении: как Он вставал рано до рассвета, чтобы молиться (см.: Мк. 1, 35), как Ему даже некогда было хлеба есть (см.: Мк. 3, 20; 6, 31), как Его, утомленного работою, ученики взяли в лодку, где Он спал на корме, на возглавии (см.: Мк. 4, 36 и далее) — все эти подробности мы встречаем только в Евангелии от Марка. Обратите внимание, как Он дивился неверию народа (см.: Мк. 6, 6), и как Он глубоко вздохнул видя их бедственное и жалкое положение (см.: Мк. 7, 34; 8, 12). Слово тотчас, которое говорит о поспешности и отзывчивости, встречается в этой книге чаще, чем где-либо в других книгах Библии. Во всем Новом Завете оно встречается около 80 раз и из этого числа более 40 раз в Евангелии от Марка. Этими и еще многими подобными чертами Евангелие от Марка имеет целью изобразить Христа, как верного Слугу Божиего, удивительная жизнь и дела Которого послужили основой евангельского повествования. Особенностью Марка является и то, что он называет Исуса плотником (см.: Мк. 6, 3).

Tags: святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author