petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Второе посланиe апостола Петра: 2 Пет., 68 зач., 3, 1‒18

Автор: архиепископ Аверкий Таушев

Лжеучители и лжеучения, о Втором Пришествии Христовом 3: 115. В этой главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о наглых ругателях, которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (14), а затем повествует о последних судьбах мира — будто бы подобно тому, как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакой гибели ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне. Мир, созданный Словом Божьим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до "дня суда и погибели нечестивых человеков" (ст. 57). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить об этом замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (Пс. 89: 5). А если определение Божье о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви и долготерпении к людям. Господь долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (ст. 89). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как тать (вор) ночью, по выражению, употребленному Самим Господом: Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего (Мф. 24: 43). При такой постановке вопроса, закономерной представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что имели: ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13: 12; ст. 10).

С приходом дня Господня последует преобразование мира огнем: небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят — нынешнее видимое небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24: 35) и Тайновидец: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места (Апок. 20: 11). Под стихиями понимаются простейшие составные части природы. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится. Причем земля и все существующее на ней, все дела, то есть природа и все, сделанное людьми, растения, минералы, животные, города, дома, орудия и учреждения все это будет страшным образом разрушено действием огня: Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? (ср. Авв. 2: 13). Этот вещественный мир, который разрушиться огнем, явится затем преображенным и обновленным в новой, нетленной сущности. Как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в «шесть дней творения» он был приведен в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к еще более прекрасному и совершеннейшему бытию — впрочем мы по обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Еще пророк Исаия говорил от имени Божьего: вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце (Ис. 65: 17) и еще: новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим (Ис. 66: 22). Святой aпостол Иоанн в Апокалипсисе говорит, что увидел он новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже нет (Апок. 21: 1). Там будет обитать правда, как полное и совершенное осуществление справедливости, которой нет на теперешней земле. Это сказано апостолом несомненно в утешение верующих, терпящих скорби от человеческой несправедливости. Но несомненно, что это слово правда следует понимать и в нравственном смысле: на этой обновленной земле начнется вечно-блаженная жизнь праведных людей, не смущаемая более никакими проявлениями зла и неправды, ибо там будет Бог все во всем (1 Кор. 15: 28). В надежде на это, святой Апостол убеждает верующих хранить себя неоскверненными и непорочными (ст. 10―14). Апостол Павел 3:16, И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания (ст. 1516) — как видно, лжеучители злоупотребляли посланиями св. апостола Павла и лживо утверждали, что между святыми апостолами Петром и Павлом есть несогласие в учении; может быть, они слышали, что между ними было известное столкновение в Антиохии: Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию (Гал. 2: 11), и перетолковывали это, смущая верующих. Поэтому святой Петр называет Павла возлюбленным братом, желая поднять и утвердить его авторитет. Под неудобовразумительностью поэтому, конечно, надо понимать не недостаток Павлова учения, а только глубину и высоту его, которые оказались недоступными правильному пониманию людей неутвержденных в вере и поэтому извращавших учение святого Павла, о чем и сам он говорит в своих посланиях, как, например: И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых (Рим. 3: 8) и не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов (2 Фес. 2: 2). Последние наставления 3: 1718. В заключение святой Петр увещевает верующих — беречься увлечения лжеучениями беззаконников, быть твердыми и возрастать в благодати и познании Господа Исуса Христа, Ему слава и ныне и в день вечный, Аминь (1718).

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author