?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Святой преподобный Иоанн Палеолаврит (Ветхопещерник) (греч. Ἰωάννης ὁ Παλαιολαυρίτης; 2-я пол. VIII / ок. IX в. Первая дата - по официальному календарю Русской Православной Церкви; вторая ― по книге Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский) в молодых годах оставил мир, пошел поклониться святым местам Иерусалима и поселился в Древней (Суккийской) лавре преподобного Харитона, где достиг высокого духовного совершенства. Он был рукоположен в сан пресвитера и прославился подвижнической жизнью. Мирно скончался в старости. В русcкой агиографической традиции прп. Иоанн называется Ветхопещерником; в Четьих-Минеях, составленных свт. Димитрием Ростовским, этот эпитет объясняется тем, что Суккийская (Ветхая или Древняя) лавра первоначально находилась в пещере, куда был заключен разбойниками прп. Харитон. Однако известно, что на месте той пещеры была основана не Древняя, а Фаранская Лавра. Известна служба прп. Иоанну Палеолавриту, сохранившаяся в двух рукописях XI‒XII вв., которая содержит кафизму, три стихиры и канон, написанный прп. Феофаном Начертанным (+ 845), из чего следует, что преподобный жил не позднее начала IX в. В каноне говорится, что св. Иоанн занимался гимнографией. На основании данного указания С. Петридис предположил, что преподобный Иоанн мог составить канон в честь прп. Харитона, в некоторых рукописях приписываемый Иоанну Монаху, и, т. о., время жизни прп. Иоанна следует датировать не ранее чем второй половиной VIII в. ― периодом формирования и развития жанра канона. На иконах преподобный Иоанн, как правило, изображается в виде старца с седыми волосами и длинной, раздвоенной на конце, бородой, в монашеских одеждах, со свитком в руке. Изображения святого, дошедшие до нашего времени, немногочисленны. Известны изображения преподобного на минейных иконах и в числе избранных святых, например, Иоанн Ветхопещерник представлен на минейной иконе начала XVII века из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии.

Метки: