petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

О усопших (Ин. 5, 24‒30; 1 Сол. 4, 13‒17)

Автор: протоиерей Вячеслав Резников

Слово Божие не оставляет нас «в неведении о умерших», и не хочет, чтобы мы «скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4, 13). «Истинно, истинно говорю вам, — обращается к нам Господь. — Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». И вот уже эти два слова: «верующий» и «слушающий» способны пробудить надежду. Потому что Господь не говорит: «день и ночь слушающий» и «верующий совершенной верой», но просто — «слушающий» и «верующий». В этих словах и самое великое, и самое малое. Здесь и самые начатки, и совершенная вера, засвидетельствованная делами. И мы, по церковному обычаю, отпеваем всех отшедших от нас крещеных людей, кто при жизни не был формально отлучен от Церкви. Кто знает? — Может быть, хоть малое слово они когда-то услышали, и хоть какая-то вера зашевелилась в ответ? А далее Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». «Наступает», и одновременно «настало уже», — как две тысячи лет назад, так и сегодня. «Настало», потому что Крестом уже открыта дверь небесных обителей. А «наступает», потому что каждому еще предстоит туда войти. «Настало» и «наступает», как Божье и человеческое, как совершившееся, но еще должное совершиться.

Мы знаем и то, что для одних будет «воскресение жизни», а для других «воскресение осуждения». Пусть каждый выбирает то, что хочет. Мы же свой выбор сделали. В нашем Символе веры нет ничего ни об аде, ни о вечных муках. Не оглядываясь назад, мы все, стоя в храме, поем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». И апостол Павел открывает «тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». «Мы, — говорит апостол, обращаясь к братьям христианам, — мы восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 17). Он всех приглашает с собою. Как и Сам Господь всех слушающих зовет к Себе. Он говорит, что верующий и слушающий «и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Уже «перешел»! И мы верим вместе с апостолом, что в конце концов неизбежно «сбудется слово написанное: поглощена смерть победою». «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» и это время «наступает», и «настало уже». Оно настало для всех, но должно наступить и для каждого. И мысль о последнем, Страшном Суде, не должна пронизывать страхом. Его Суд «праведный». Господь не ищет Своей воли, но — воли пославшего Его Отца. А значит, суд Его основан на любви. И только не увидевший этой любви увидит суд и осуждение. И — не заметит суда видящий Божью любовь и Божью милость (Мф. 25, 3146).

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author