petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

О молитве Исусовой: Аскетический трактат

Значительным явлением в церковной жизни наших дней стали публикации из книжной серии «Путь умного делания», привлекшие пристальное внимание всех, кто неравнодушен к исихастской тематике, кто всерьез интересуется вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. Авторская книжная серия Николая Михайловича Новикова состоит из ряда самостоятельных, но внутренне связанных между собой единым тематическим стержнем изданий. И прежде всего это обширная четырехтомная монография «Молитва Исусова: Опыт двух тысячелетий» (к настоящему времени вышло в свет три тома, четвертый готовится к изданию). Еще одна книга из этой серии называется «О молитве Исусовой: Аскетический трактат». «Стяжи мирный дух», ― призывает нас святоотеческая заповедь. Но «тихое и безмолвное житие», тот внутренний мир, о котором мы молимся за каждым богослужением, не рождается сам собой ― он завоевывается в тяжелой невидимой брани. Как отмечает автор, два пути открываются пред каждым рожденным в мир человеческим существом: жизнь и смерть предложил Господь Бог Своему творению ― благословение и проклятие. Дав полную свободу самоопределения, Он вместе с тем повелел: Избери жизнь. Выбор всегда остается за нами ― оказать послушание своему Творцу или подпасть под проклятие, низринувшись в бездну вечной погибели. На чем же основан благословенный путь жизни? Господь разъясняет и это: необходимо, чтобы человек постоянно обращался за помощью к Богу, слушал глас Его и прилеплялся к Нему, иначе говоря, всегда пребывал бы в молитвенной связи со своим Творцом ― ибо в этом жизнь твоя. Это знание, по словам автора, данное ветхозаветному человечеству, во всей глубине раскрывается воплощенным Спасителем: Я есмь путь и истина и жизнь. Сам став путем, ведущим в жизнь, Христос преподает Свое учение: никто не приходит к Отцу, в Его Небесное Царство, как только через Меня, ибо Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется. Это Мною и через Меня, отмечает автор, означает не что иное, как путь крестный и в то же время путь молитвы Его святым именем. Христиане — те, что избрали жизнь, — едва вступив в нее из крещальной купели, уже поставляются перед новым выбором, вынужденные на каждом шагу различать добро и зло. Так до конца земного странствия будет испытываться человек, постоянно оказываясь на распутье, перед двоящимися стезями. Дар Святого Духа, таинственно полученный нами в крещении, усвояется, как сказано прп. Григорием Синаитом, «двумя способами», оба возводят к единственной высшей цели — спасению души в вечном Царстве Отца, но очень многое будет зависеть от того, какому из способов отдадим мы свое предпочтение. Первый есть «исполнение заповедей с помощью великого и долговременного труда», когда по мере совершенствования во внешних добродетелях уподобляется человек своему Спасителю. Второй — есть «познание и непрерывное призывание Господа Исуса, то есть память о Боге», стяжаемая во внутреннем подвиге умно-сердечной молитвы Исусовой. И хотя одно из этих деланий не исключает другого и надлежит, как сказано, сие делать, и того не оставлять, однако второму в святоотеческой традиции исихастского направления оказывается безусловное предпочтение. Что и неудивительно, ибо при первом спасительная цель достигается труднее и медленнее, при втором же — ощутимо скорее и надежнее: «И если мы желаем найти и познать истину не блуждая, то будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие». Посему величайшими из отцов мы призваны, не оставляя хранения добродетелей внешних, «заботиться только об одном: чтобы совершалось в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви к Богу и людям». Душе, устремленной к совершенству, «свойственно всегда предпочитать всему» основополагающую «заповедь о памяти Божией, гласящую: помни Господа Бога твоего всегда, ту заповедь, «за нарушение которой люди погибли». Именно «забвение Бога» изгоняет из рая, низвергает с небес и оставляет «человека духовно совершенно обнаженным» перед силами зла. И вместе с тем через ту же заповедь «люди могут спастись». По этой причине она, как пишет автор, становится стержневым началом в учении исихазма, учении, подчиненном задаче стяжания благодатного внимания и удержания его в Боге ради возвращения человека к тому состоянию, что было утрачено в грехопадении. Блаженное единение с Господом осуществимо лишь при Его же Божественном содействии: Нет другого имени под небом, научает Священное Писание, кроме имени Господа Исуса Христа, которым надлежало бы нам спастись. На этом, Им Самим указанном пути — через молитву Его именем, хранение заповедей, аскетический подвиг и церковные Таинства — люди устрояют себя в жилище Богу. Самую же сердцевину мистической традиции исихазма составляет практика священнобезмолвия, или умного делания — спасительного соединения ума и сердца в Исусовой молитве. В этом выпуске серии «Путь умного делания» публикуется аскетический трактат «О молитве Исусовой», знакомящий с практикой стяжания умной и сердечной молитвы. Текст был составлен на основе келейных записей, которые велись в 1950-е годы подвижником, известным под именем архиепископа Антония Голынского. В своих записях, носящих черновой характер, автор предполагал дать в общих чертах обзор святоотеческого предания об умном делании, рассмотреть основные положения учения об Исусовой молитве. Подлинник рукописи не сохранился, текст дошел до нас в списках и имел существенные недостатки. С одной стороны, в записях недоставало некоторых важных моментов учения, с другой — имелись неточности в его интерпретации. Надо учесть, что автор не готовил свои записи к публикации в печати, кроме того, текст явно пострадал от рук некомпетентных и недостаточно грамотных переписчиков, привнесших свои ошибки и произвольные вставки. Требовалась основательная переработка всего текстового материала, которая и стала попыткой довести труд, начатый в ту пору отцом Антонием, до возможной завершенности. Для выпуска этой книги была упорядочена тематическая структура, восполнены недостающие положения аскетического учения, устранены ошибочные и некорректные рассуждения, исправлены неясные и неточные выражения, — вся работа выверялась путем сопоставления со святоотеческими писаниями. В результате воссозданный таким образом текст обрел нынешнюю форму трактата «О молитве Исусовой». Следует подчеркнуть, что записи отца Антония, которые велись по причине крайнего дефицита духовной литературы, были обращены не к массовому читателю, а к узкому кругу близких людей, которых пастырь знал лично, за которых нес определенную ответственность перед Богом. Нынешний читатель должен учесть это обстоятельство и, сообразуясь с реальностью, проявить рассудительность. Очевидно, что некоторые особенности наставлений подвижника связаны с тем исключительным положением, в котором находились верующие на рубеже 50-60-х годов, когда после сорокалетних гонений на Церковь начиналась новая волна преследований. Записи предназначались для мирян и монахов, подвизавшихся в миру без наставников и старцев, вне монастырских стен и уставных традиций, при отсутствии духовной литературы, в условиях враждебно настроенной окружающей среды, при вынужденных заботах о своем материальном и социальном положении. Этим могут быть обусловлены некоторые рекомендации, которые не вполне приемлемы в иное время, в других условиях. Исключительно теме — пути священного трезвения и молитвы, тайного поучения, подвига исихии, или священнобезмолвия, — посвящена эта небольшая книга — книга, по словам издателей, простая, доступная пониманию любого христианина и вместе с тем приоткрывающая уходящую в беспредельную высь духовную перспективу. Всякая алчущая ныне душа, взыскующая благодати богообщения, сумеет найти здесь практическую опору для восхождения на свой Фавор. Те из читателей, кто возымеет расположение к углубленному изучению этой темы, могут обратиться к предшествующим выпускам данной серии, в которых среди прочего обсуждаются методы достижения начальной исихии и которые в целом посвящены главной задаче, стоящей перед каждым молящимся человеком: переходу от молитвы словесной к умной и стяжанию молитвы сердечной.
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author