petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Священник Даниил Сысоев. «Толкование на избранные псалмы» в 4-х частях (видео: Псалмы 54, 87, 103)

Девять лет прошло со дня мученической кончины блаженной памяти нашего современника, замечательного миссионера, даже до смерти верного Христу и Церкви священника Даниила Сысоева, но проповеди отца Даниила продолжают приводить людей ко Христу. Его большое духовное наследие Фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» считает своим долгом распространять и делать доступным для всех людей, ищущих Истину. Новое издание Миссионерского центра ― «Толкование на избранные псалмы» в 4-х частях. В этих четырех книгах предлагается толкование некоторых псалмов царя Давыда, а именно тех псалмов, которые чаще всего употребляются в богослужении, чтобы читатели могли участвовать в молитвословиях с пониманием, вниманием ума и сердца. Первая из книг называется «Блажен муж…» В ней представлены беседы отца Даниила, в ходе которых он объясняет слушателям псалмы 1-й, 2-й, 5-й, 54-й. Здесь разбираются вопросы счастья человека, царского пути, вечной жизни, личных отношений с Творцом, молитвы за врагов. Во второй книге («Под кровом Всевышнего») батюшка знакомит нас с двумя псалмами: 90-м и 103-м, посредством которых рассматриваются вопросы доверия Богу и Его заступничества, борьбы со страхом и унынием, сотворения и управления вселенной. Третья книга называется «Мир иной». Она включает в себя толкования на псалмы: 109-й, 116-й, 145-й и отвечает на вопросы законов духовного мира, миссии Христа, похвалы Бога и Его вечной сланы, соборности Церкви, истинности Православия, отношения к заключенным и беженцам. Наконец, четвертая книга ― «Суд Божий» ― дает объяснение псалмов: 3-го, 37-го, 62-го, 87-го, 102-го, 142-го, которые напоминают нам о покаянии, молитве, смирении, о воле Божией, о благословении и правосудии в народах, о борьбе с врагом и устройстве ада. Таким образом, с помощью этих четырех книг, читатель сможет познакомиться с 15-ю песнями святого пророка Давида, которые читаются и поются за богослужением. Как отмечает автор в предисловии к первой книге, святитель Иоанн Златоуст говорил о богослужении, что и «в своем начале, и в середине, и в конце оно наполнено псалмами».


Действительно, все наше богослужение пропитано и пронизано словами царя Давыда. Всенощное бдение, которое состоит из вечерни, утрени и первого часа, буквально построено на словах псалмов. Читается или поется 103-й псалом, поются псалмы 1-й, 2-й и 3-й, затем 140-й, 141-й, 129-й, 116-й. Далее ― Шестопсалмие, то есть еще шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Затем читаются две кафизмы, поются полиелейные псалмы, за ними — хвалитные псалмы. Известна еврейская поговорка: «Есть пять книг Бога к человеку ― Пятикнижие Мои­сея, и пять книг человека к Богу». Эти пять книг человека к Богу — Псалтырь царя Давы­да, которая у евреев делится на пять частей, в каждой — около тридцати псалмов. Действительно, как говорит отец Даниил, Псалтырь имеет для нас особое значение. Мы знаем, что все Писание богодухновенно (2 Тим. 3, 16). Псалтырь является не просто словами человека. Апостол Павел говорил, что хорошо Дух Святой сказал уста­ми царя Давыда. И об этом же Господь сказал, что Дух Святой говорил через Давыда царя. Именно Дух Святой ― автор Псалтыри, Кото­рый играет на сердце царя Давыда, как на гус­лях. Само слово «псалтырь» означает сборник текстов, предназначенных для исполнения под звуки псалтерия — щипкового многострун­ного музыкального инструмента, похожего на небольшую десятиструнную треугольную арфу. Число струн не случайно, оно — символ деся­ти заповедей. Блаженный Августин писал, что псалтырью должно стать сердце каждого чело­века. Сердце должно быть натянутым, десять заповедей должны пребывать в этом сердце, и Великий Игрок на гуслях — Дух Святой — будет играть на нем великую песнь Богу. Таким образом, сам человек должен становиться псалтерием, а для этого ему нужно учиться Псалтыри. В древности было такое правило: невозможно стать священником или еписко­пом, не зная наизусть Псалтыри. На Афоне до сих пор считается нормальным делом, когда монах в течение первых трех лет пребывания в монастыре учит наизусть Псалтырь. Это необходимая норма жизни. Святой Василий Великий говорил, что наша Псалтырь хороша для любого благого дела. Если ты унываешь, то в Псалтыри най­дешь себе облегчение; если хочешь избавить­ся от раны греха, Псалтырь залечит твою рану; если же грех вошел в привычку, то Псалтырь отрежет от тебя греховный нарост; если ты хочешь возрадоваться и похвалить Бога, то и тогда найдешь в Псалтыри нужные слова. Если ты находишься в смятении и не знаешь, как поступить, Псалтырь научит тебя разуму; если хочешь узнать тайны Царствия Божия, Псалтырь сообщит тебе их. Как отмечает отец Даниил, Псалтырь содержит всю догматику. В ней говорится о Божественной природе, о Божественном правосу­дии, о Святой Троице. Говорится о создании Богом мiра, о том, как Он управлял мiром. Здесь и история Ветхого Завета, и предска­зание о Завете Новом. В образах говорится о Боговоплощении, о Деве Марии, о Рождении Исуса во Вифлееме, о Крещении Его во Иордане, о про­поведи в синагогах, о притчах, о чудесах Хри­ста. О Его Распятии говорится так, как будто Давыд стоял рядом с Крестом — прочтите двадцать первый псалом. Рассказывается о Воскре­сении Христа из мертвых, о Его Вознесении на Небо и о Втором Страшном Пришествии. Повествуется об обращении языческих наро­дов, о Церкви из язычников, об отвержении иудеев и их позднейшем возвращении. И нако­нец, говорится о будущем воздаянии. Кроме того, по словам отца Даниила, Псалтырь является великой книгой пси­хологии. Более тонкого анализа человеческой души, чем тот, что есть в Псалтыри, до сих пор еще не придумано. Дух Божий открывает глубинные тайны человеческого сердца для того, чтобы люди шли к Богу. Видите, говорит священник, Псал­тырь — бесценное сокровище, которое нужно предпочитать всем остальным сокровищам. Когда спрашивали великих святых: «Как нам молиться?» ― они всегда отвечали: «Читать Псалтырь». Действительно, так и есть, потому что, когда люди читают акафисты и каноны — это хорошо, но недостаточно. Каноны и ака­фисты написаны людьми, а Псалтырь — Духом Божиим. Церковь настолько любит Псалтырь, что даже первая часть Литургии обязатель­но включает в себя псалмы. Литургия начи­нается с великой ектеньи, а потом поются 102-й и 145-й псалмы, а оканчивается Литургия 33-м псалмом. Это не случайно, потому что Церковь знает, какую великую пользу душе прино­сит Псалтырь.  Это очень важно, ведь многие говорят: «А, не нужна Псалтырь, зачем? Все это мы и так знаем. Лучше я что-то интересненькое найду». Про­исходит это часто оттого, что люди читают Псалтырь, но не понимают. Попытаемся, говорит отец Даниил, хотя бы чуть-чуть исправить эту ситуацию. Псалтырь состоит из ста пятидесяти канонических псалмов и одного неканонического, который сохранился только на греческом языке. В этом псалме ― слова царя Давыда перед сражением с Голиафом. Сто пятьдесят псалмов по Уставу прочитываются или пропеваются Церковью полно­стью раз в неделю, а в Великий пост — два раза в неделю. В древней Церкви были разные практики. Например, на Афоне, в других монастырях по сей день Псалтырь прочитыва­ется полностью раз в день. Вот такое особое место отвела Церковь Псалтыри в духовной жизни христианина. По словам отца Даниила, «Псалтырь является певческой книгой по своей сути. Распевы помогают вникнуть в содержание псалмов и при этом почувствовать ту радость, что дал нам Бог. Начинается Псалтырь 1-м псалмом, где гово­рится об основных направлениях пути челове­ка, его духовного роста, а заканчивается — тре­мя великими псалмами дивного славословия Богу. Ими же оканчивается и наше всенощное бдение. Это — хвалитные псалмы, где хвалу Богу воспевает все творение и все искуплен­ное человечество. Таким образом, от начала познания непорочных путей и до конца идет постепенное совершенствование и изменение души человека. Дух Святой работает над серд­цем человека через слова Псалтыри», ― заключает батюшка.







Tags: Новости и история Церкви
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author