?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: архиепископ Аверкий Таушев

Вторая глава продолжает мысль о превосходстве Сына Божия пред Ангелами, а вследствие того — и превосходстве Нового Завета пред Ветхим. Апостол говорит, что если чрез Ангелов преподанный людям ветхозаветный закон должен был строго соблюдаться и нарушение его наказывалось, то тем более подвергнется наказанию тот, кто станет пренебрегать новозаветным законом, который проповедан был Господом: А́ще бо глагóланное Áнгелы слóво бы́сть извѣ́стно, и вся́ко преступлéнiе и ослушáнiе прáведное прiя́тъ мздовоздая́нiе: кáко мы́ убѣжи́мъ, о толи́цѣмъ неради́вше спасéнiи, éже зачáло прiéмь глагóлатися от Гóспода, слы́шавшими въ нáсъ извѣсти́ся, сосвидѣ́тельствующу Бóгу знáменьми же и чудесы́, и разли́чными си́лами, и Дýха Святáго раздѣлéньми, по Своéй Емý вóли? (ст. 1‒4). И в кн. Деяний тоже говорится, что ветхозаветный закон принят был «служением ангельским» (Деян. 7: 53 сравни Гал. 3: 19: Чтó ýбо закóнъ? Преступлéнiй рáди приложи́ся, дóндеже прiи́детъ сѣ́мя, емýже обѣтовáся, вчинéнъ Áнгелы, рукóю ходáтая). В Священном Писании Ветхого Завета мы не находим указания, чтобы закон Божий израильскому народу был преподан через Ангелов. Святой Иоанн Златоуст полагает, что Ангелы присутствовали, когда Бог вручал Моисею на Синайской горе каменные скрижали с 10-ю заповедями, и сии-то Ангелы, которым вверен был избранный народ Божий, производили на горе Синай трубные звуки, огонь и мрак. Они же принимали участие во всем сказанном и сделанном в Ветхом Завете. Видимо, память об этом участии Ангелов хранилась в иудейском предании. Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим (ст. 5) — здесь под «будущей вселенной» надо понимать новооткрывшееся царство Мессии, или «будущую жизнь», как толкует блаженный Феодорит. В следующих стихах 6‒9 апостол Павел слова псалмопевца о естественных преимуществах человека, поставленного во главе подчиненных ему земных тварей, относит к Богочеловеку Исусу, Который в Своем лице восставил падшее человеческое естество и вознес человека на ту высоту, для которой он и был первоначально сотворен Богом: Чуждýся, я́ко тáко скóро прелагáетеся от звáвшаго вы́ благодáтiю Христóвою, во и́но благовѣствовáнiе: éже нѣ́сть и́но, тóчiю нѣ́цыи сýть смущáющiи вы́ и хотя́щiи преврати́ти благовѣствовáнiе Христóво. Но и áще мы́, или́ Ангелъ съ небесé благовѣсти́тъ вáмъ пáче, éже благовѣсти́хомъ вáмъ, анáѳема да бýдетъ. Я́коже предрекóхомъ, и ны́нѣ пáки глагóлю: áще ктó вáмъ благовѣсти́тъ пáче, éже прiя́сте, анáѳема да бýдетъ. Этот 8-ой псалом вообще есть пророческий, ибо из него Сам Господь привел изречение о хвале из уст младенцев и грудных детей при Своем торжественном входе во Иерусалим: Изъ ýстъ младéнецъ и ссýщихъ соверши́лъ еси́ хвалý, врáгъ Твои́хъ рáди, éже разруши́ти врагá и мéстника (Пс. 8: 3 и Матф. 21: 16). Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех (ст. 9) — здесь под «унижением» надо понимать крестные страдания и смерть Исуса (ср. Ис. 53: 3). Это было лишь временное унижение — «не много был», которое потом привело к славе и самое человеческое естество Господа, превознесенное выше всякой твари. Сам Апостол толкует это унижение в том смысле, что любовь Божия к людям определила Ему «вкусить смерть за всех». В 10 ст. апостол устраняет соблазн смерти Иисус Христовой: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все» (то есть Богу Отцу), «приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания». Это значит, что Начальник нашего спасения Христос должен был пройти тем именно путем страданий, которым должны были идти согрешившие люди сами, без Спасителя, если бы только могли дойти сами до своей славы, ради которой они созданы Богом.