?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Св. Епимах [греч. ᾿Επίμαχος; копт. epimayos ] († ок. 250), мученик Александрийский (Пелусийский), пострадал при имп. Деции (249‒251). Cведения о Епимахе сохранились в многочисленных греческих, арабских, коптских и грузинских источниках. Самой ранней версией Мученичества (V‒VI вв.) является коптская, состоящая из фрагментов на четырёх сильно поврежденных папирусных листах, хранящихся в Турине. Также существует три греческих версии Мученичества: ранняя анонимная, в которой днем кончины Епимаха названо 7 мая, переложение прп. Симеона Метафраста и независимое от него краткое Мученичество. Сказание о Епимахе имеется в Синаксаре Константинопольской церкви (кон. X в.) и в Минологии Василия II (кон. X ‒ нач. XI в.), а также в арабо-яковитском Александрийском синаксаре XIII‒XIV вв. и его эфиопском переводе. Кроме того, существуют арабское повествование о перенесении мощей Епимаха и грузинский перевод Жития Епимаха (в Метафрастовой редакции) и канона святому, по содержанию близкого к изложению Александрийского синаксаря. В соответствии с большинством источников родиной Епимаха был г. Пелусий (араб. Эль-Фарама, ныне Телль-эль-Фарама, близ Порт-Саида). Согласно греческим источникам, Епимах был пустынником, согласно коптской и арабской версиям ― ткачом, которому ко времени мученичества исполнилось 27 лет. Услышав о гонениях на христиан со стороны нового правителя Александрии Апеллиана (в коптской и арабской версиях ― Полемий), Епимах отправился к нему и, придя в город, разрушил языческий алтарь, на котором Апеллиан заставлял арестованных христиан приносить жертвы. За это Епимах был посажен в темницу, где наставлял и укреплял в вере других пленников. Узнав о проповедях Епимаха, Апеллиан, чтобы испугать святого, приказал вырвать языки находившимся в темнице вместе с Епимахом христианам, отсечь им головы и бросить их тела на растерзание собакам. Епимах. отказался назвать Апеллиану свое имя и даже под пытками продолжал проповедь, которая привлекла многих жителей города. В числе прочих была некая слепая на один глаз девушка; капля крови святого, попавшая ей на лицо, исцелила ее. После многих мучений Епимах по приказанию Апеллиана был усечен мечом. Согласно греческим источникам, мученичество произошло в Александрии, по коптской версии ― в местечке Миамирис на берегу высохшей реки по дороге из Пелусия в Навкратис, по арабской версии ― на полпути между этими городами, около места под названием Дамира. В некоторых версиях Мученичества после пролога помещается рассказ о мц. Евтропии Александрийской (пам. 30 окт.), согласно которому именно ее кончина заставила Епимаха оставить пустыню и идти в Александрию. Согласно арабскому сказанию, у Епимаха были товарищи Каллиник и Феодор. В коптских фрагментах эти имена (второе ― в форме Дорофей) принадлежат братьям Епимаха, которым он принес 5 хлебов и 2 рыбы (возможно, символ Евхаристии) и золотые ключи (возможно, от церкви). Вероятно, речь идет об одноименных епископах, занимавших кафедру Пелусия в правление императора равноапостольного Константина I Великого (306‒337), при котором мощи Епимаха были перенесены в Пелусий и была выстроена для них большая церковь.

Метки: