?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: блаженный Феодорит Кирский

Не у до крове стасте, противу греха подвизающеся, и забысте утешение, еже вам яко сыном глаголет: сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обличаемь. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Притч. 3, 11‒12). Сие не противно сказанному прежде. Ибо там апостол засвидетельствовал о них, что с удовольствием приняли «разграбление имений» и мужественно переносили укоризны за благочестие (см.: Евр. 10, 33‒34), а здесь порицает их, как ослабевающих. Кстати же сказал: не у до крове стасте, противу греха подвизающеся, сравнительно показывая, чего им недостает против тех, которые камением побиени быша, и претрени быша, и убийством меча умроша. Потом, напомнив увещание, взятое из притчи, апостол присовокупил: аще наказание терпите (если мужественно терпите налагаемые наказания), якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове. Отцы, говорит апостол, имеют обычай наказывать законных детей и, видя, что учители их бьют, не огорчаются, потому что видят плод от наказания. О детях же незаконнорожденных небрегут и не удостаивают их равного попечения. Посему если и вы уклоняетесь от наказания, то принадлежите к числу детей незаконнорожденных. К сим, плоти нашей отцы имехом наказатели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовом, и живи будем? Принимая наказание, налагаемое отцами плотскими, ужели не возлюбим наказания, налагаемого Отцом духовным? И Отца духовного апостол назвал «Отцем духовом», как источник духовных дарований, с которыми дал нам и достоинство всыновления. Потом показывает и различие в наказании. Они бо в мало дний, якоже годе им бе, наказоваху: а Сей на пользу, да причастимся святыни Его. О плотских сказал: яко же годе бе; потому что не все учат полезному. Но говоря о Боге, показал плод наказания; ибо говорит: «Ему угодно соделать нас святыми и причастниками Своей святыни». Потом выражается определительно. Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздает правды. Начатки всякого обучения прискорбны и крайне огорчительны, но приносят достоудивительные плоды: мир по Богу и достохвальную праведность. Так и Господь сказал, что узкая врата, и тесный путь вводяи в живот (Мф. 7, 14). Темже ослабленныя руки и ослабленная колена исправите: и стези правы сотворите ногами вашими, да не хромое совратится, но паче да изцелеет. В этом иное привел апостол из притчей, а иное из пророчества Исаиина; ибо сему: стези правы сотворите ногами, учит наставление, помещенное в притчах (см.: Притч. 4, 26); а сие: укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая, сказал пророк Исаия (Ис. 35, 3). А сим Божественный апостол дает разуметь, что ослабевшие при множестве опасностей делались медлительнейшими на пути благочестия. Сего же достаточно к низложению Новатовой кичливости. Ибо апостол подвизавшихся славно, потом ослабевших, укрепляет в силах и врачует целебными пособиями покаяния, сказав: «хромое», и обещав исцеление. Предлагает же им и правила деятельной добродетели. Блюдите (же), да не отречетеся Глаголющаго. Аще бо не избежаша они отрекшиися пророчествующаго на земли, множае паче мы отрицающиися небеснаго. Поелику те говорили: Глаголи ты с нами и да не глаголет к нам Бог (Исх. 20, 19), то апостол повелевает верующим не соревновать грубости предков, не оставлять подобно им Владыку, не прибегать к служителю, вместо Бога не избирать Моисея и вместо нового не оставаться при ветхом, притом, говорит он, и не с неба, но на горе Синай дал тем Бог законоположение, а мы ожидаем пришествия Владыки с неба. И научая, что законодатель и ветхого, и нового один, апостол присовокупил: Егоже глас землю тогда поколеба». Ибо гора поколебалась, давая знать о присутствии Божием. Ныне же обетова, глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом. Он, говорит апостол, и тогда потряс землею; Он и предрек, что с землею потрясет и небом. А еже еще единою, сказует колеблемых преложение, аки сотворенных, да пребудут, яже суть неподвижимая. Землетрясения, говорит апостол, бывают часты, и посему слово единою означает и некоторый переворот в вещах, и переход тленного в нечто лучшее, что будет уже иметь постоянную природу.