petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Первое посланиe апостола Петра: 1 Пет., 58 зач., 1, 1‒2, 10‒12; 2, 6‒10

Автор: архиепископ Аверкий Таушев

Надписание и приветствие 1, 1–2 Петр, aпостол Исуса Христа, — так начинает свое первое соборное послание святой aпостол Петр. Нельзя не видеть, что святой aпостол с нарочитой целью выставляет свое aпостольское достоинство, ибо церкви, к которым он писал, не им были основаны и личного знакомства с ним не имели. Перечислив затем, к кому обращено его послание, святой Петр на всем протяжении своего послания старается разными богодухновенными назиданиями подкрепить и возвысить нравственную жизнь угнетенных малоазийских христиан. В первых двух главах он раскрывает величие и славу спасения, преподанного христианам в Исусе Христе, что придает всему этому отделу догматический оттенок. В остальных главах преобладают исключительно нравственные наставления. Христиан Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии святой Апостол называет «пришельцами» в двояком смысле. С одной стороны, они живут вне своего отечества — Палестины; с другой — для христиан жизнь на земле есть странничество и пришельничество, ибо собственное отечество христианина — другой мир, мир духовный. Апостол называет их «избранными» в том смысле, что в Новом Завете все христиане составляют новый избранный народ Божий, каким в Ветхом Завете были иудеи: Петр, Апостол Исуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным (1, 1). Избраны они, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Исуса Христа — все три лица Пресвятой Троицы принимали участие в деле спасения людей: Бог Отец, по предведению Своему, зная кто из людей, как употребит дарованную ему свободную волю, предопределяет людей ко спасению, Сын Божий Своею Kрестною смертью совершил само дело спасения, а Дух Святой через благодать Свою освящает избранных, усваивая им дело спасения, совершенное Христом (ст. 2).

Изыскания пророков 1, 10–12 Заканчивает свое славословие святой aпостол, указывая на великую важность домостроительства нашего спасения, к которому относились все изыскания и исследования пророков и которое так глубоко, что в него желают проникнуть Ангелы (8–12). Укрепление в вере 2, 6–10 Здесь, в опровержение ложного учения римо-католиков о том, что — камнем, на котором основана Церковь, является личность aпостола Петра, важно отметить, что сам aпостол Петр называет «камнем» отнюдь не себя, а Господа Исуса Христа. В 6–8 ст. aпостол вновь называет Господа Исуса Христа «краеугольным камнем», приводя ссылку на пророчество Исаии: Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис., 28, 16), – слова которого несомненно относятся к Мессии. Это пророчество и Сам Господь Исус Христос относил к Себе: Исус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Мф. 21, 42). В 9 ст. апостол называет христиан снова родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел — все эти черты заимствованы из ветхозаветных наименований еврейского народа и приложены к христианам, так как в христианах окончательно пришло в исполнение то, что изначально означали эти имена в приложении к народу еврейскому: итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым (ср. Исх. 19, 5–6). И св. Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе говорит, что в духовном смысле Господь Исус Христос соделал всех нас, христиан, царями и священниками Богу и Отцу Своему: и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь (Откр.1, 6). Эти образные выражения, указывающие лишь на высокое достоинство христианского звания, конечно, нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, отвергающие на основании этих слов aпостола законно установленное в Церкви священство и царскую власть. Некогда не народ, а ныне народ Божий (ст. 10) — эти слова заимствованы из прopoка Осии: И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!» (Oc. 2, 23), где Бог, называя тогдашний народ еврейский не Своим народом, так как он по своему греховному образу жизни был чужд Бога, обещает что во время Мессии христианский народ сделается достойным того, чтобы Бог сказал ему: «ты народ Мой». Обещание это исполнилось, когда лучшая часть иудейского народа приняла учение Христово. Изречение это тем более можно отнести к христианам из бывших язычников.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author