petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

О краеугольном камне (Мк. 12, 1‒12; 1 Пет. 1, 1‒2, 10‒12; 2, 6‒10)

Автор: Протоиерей Вячеслав Резников

Господь рассказал притчу о виноградарях, которые упорно не хотели отдавать хозяину законную часть. Они даже убили сына хозяина, в дикой надежде, что теперь-то уж «наследство будет наше»! А Господь указал им на такую закономерность: «Неужели вы не читали сего в Писании: Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших?» Да, иной камень никак не положишь в прямую стену. Близорукий каменщик отбрасывает все, что не годится ему в данный момент. А мудрый архитектор дорожит таким камнем, потому что только он способен связать две стены дома. На протяжении веков в этом находили и духовный смысл. Об этом говорит и Давид в сто семнадцатом псалме, и пророк Исаия. И апостол Павел приводит эту притчу в послании к Римлянам, и апостол Петр в сегодняшнем чтении. Близорукий мир всегда претыкается об этот камень, никак не может найти ему место, и поэтому отвергает с презрением. Но когда всеми отверженный и униженный вдруг становится выше всех, — в этом всегда чувствуется рука Небесного Архитектора. Вспомним, как воспела Анна, мать пророка Самуила, когда ей, презираемой за бесплодие, Бог, наконец, дал сына: «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших». «Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает» (1 Цар. 2, 3–5). И в притчах Соломона замечено, что «славе предшествует смирение» (Притч., 15, 33).

Вспомним, как над Тихоном Задонским, который в семинарии был не как все, — его соученики потешались, кадили лаптем, и говорили: «Величаем тя!» А когда он стал епископом, пришлось и настоящими кадилами пред ним кадить. И во всех этих историях «Дух Христов» «предвозвещал», или напоминал «Христовы страдания, и последующую за ними славу». Пророки исследовали, «на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов». Но «им самим» не дано было это увидеть, но зато — тоже дано было испытать судьбу этого камня. И обращаясь к христианам, aпостол Петр называет их «пришельцами», разумея, что все они в этом мире — беженцы, вынужденные жить на чужой земле, в чужих людях, среди вражды и недоверия. Но этих же «пришельцев» он называет и «избранными»! «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа». Всеми гонимым aпостол говорит: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел». Так что никого и никогда нельзя уничижать. Потому что истинная святость, она и в христианской среде, — безвидна и непривлекательна. Все у них не как у людей, и ни в какой ряд их не уложишь! Но вдруг — воссияет такой, будучи прославлен Господом, и, как никто, будет «возвещать совершенства Призвавшего» его «из тьмы в чудный Свой свет».

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author