?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Aрхимандрит Никифор

Иоаким (Бог восставляет): 4 Цар 23:34–36 и др. – старший сын Иосии, брат и преемник Иохаза царя Иудейского. Первоначальное имя его было Елиаким; но оно было изменено по приказанию царя Египетского, фараона Нехао, который возвел его на престол Иудейский (4 Цар 23, 34) и наложил на Иудею дань в 100 талантов серебра и столько же талантов золота. Обычай и право, принадлежавшие государям Востока, изменять первоначальные имена своих рабов на другие доселе еще существуют на Востоке (Дан 1, 7). Навуходоносор победил фараона Нехао при Кархемыше и отнял у него все Сирийские владения; затем он двинулся к Иерусалиму, взял Иоакима в плен, заковал его в цепи и намеревался было отвести его в Вавилон. Но Иоаким купил себе свободу, согласившись платить большую подать чем прежде и таким образом удержал за собою престол. По прошествии же трех лет, надеясь на помощь из Египта и видя, что Навуходоносор занят войною в отдаленных странах, Иоаким, вопреки совету пророка Иеремии, отложился от своего властелина. Посему Господь послал на него полчища Халдеев, Сириян, Моавитян и Аммонитян, опустошивших его страну (4 Цар 24, 1–2). Его надежды на Египет не оправдались. Иудея была доведена до крайней степени бедствия; к ужасам войны присоединился еще страшный голод (Иер 14, 4). Но ничто не могло вразумить нечестивого царя и князей его, и вот, на одиннадцатом году своего царствования, в эту тяжкую годину Иоаким умер.



Труп умершего царя был вытащен из города и брошен далеко за воротами Иерусалима, согласно с пророчеством о сем пророка Иеремии: ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима (Иер 22, 18–19). Писатель 2 Пар 36, 8 говорит о мерзостях, какие он делал. Пророк Иеремия описывает его неправды, идолопоклоннические обряды, которые он поддерживал, его корыстолюбие и жестокость, в которых был повинен (Иер 22, 13–17). Дань, наложенную на него царем Египетским, он взыскивал со своего обедневшего народа (4 Цар 23, 35). Он наполнил Иерусалим кровью невинною (4 Цар 24, 4), сжег свиток, на котором были написаны слова Иеремиина пророчества; искал жизни пророка Иеремии (Иер 36, 23–26), вытребовал пророка Урия из Египта, умертвил его мечом и бросил труп его, где были простонародные гробницы, за то только что он пророчествовал против него в том же духе, как и пророк Иеремия (26, 20–21). Спустя три месяца после его смерти, в Иудее явился Навуходоносор и положил конец царской династии Иоакима, взяв сына и преемника его, Иехонию, в Вавилон. Иехония (поставленный Богом; Иегова устанавливает; 4 Цар 24, 6; 1 Пар 3, 16; Мф 1, 11–12) – старший сын Иоакима, царя Иудейского, от Нехушты, и его преемник. Он царствовал только три месяца и 10 дней, затем отведен в плен в Вавилон Навуходоносором. После тридцатишестилетнего заключения был освобожден Евил-Меродахом. Умер в Вавилоне (4 Цар 24, 8–12; 25, 28–30, 2Пар 36, 9; в Иер 52, 31, Иез 1, 2 назван Иоаким). Салафиил(ь) (вымоленный, испрошенный у Бога; 1 Пар 3:17, Мф 1:12 и др.) – отец Зоровавеля, но по 1 Пар 3, 19, Зоровавель был сын Федаии. Для объяснения сей разности полагают, что Салафиил был бездетен, и по закону ужичества имел детей от брата своего Федаии, из коих старший почитался законным сыном Салафиила. Зоровавель (рожденный в Вавилоне; 1 Пар 3, 19) – предводитель первого отряда Иудеев, возвратившихся, в числе 42360 чел., кроме множества рабов и рабынь, из плена Вавилонского в Иерусалим, в первый год царствования Кира царя Персидского (1 Езд 2, 64, 65). Он был сын Салафиила (1 Езд 3, 2; Мф 1, 12; Лк 3, 27), или Федаии, брата Салафиилова (1 Пар 3, 16–19) и происходил из царского рода Давидова через Нирия, по свидетельству евангелиста Луки (3, 27), а по свидетельству евангелиста Матфея (1, 12) чрез Иехонию – Ему царь Персидский Кир вручил свящ. сосуды для возвращения оных в Иерусалим и богатые дары от его пленных собратий. Назначенный от Кира правителем Иудеи, Зоровавель во второй год возвращения в Иерусалим торжественно положил основание второму храму Иерусалимскому на месте первого. Закладка храма, бывшая во втором месяце второго года, была совершена с особенною торжественностью: священники в их одеждах играли на трубах; потомки Асафа с кимвалами пели те же псалмы, кои пелись при освящении первого Соломонова храма (2 Пар 5, 1–14), а те старцы, которые помнили великолепие храма, громко плакали от печали и радости. Но пророк Аггей утешал и ободрял их словом Господним, что слава сего последнего храма будет больше славы прежнего ( Агг 2, 9). После этого много предстояло Зоровавелю трудов, забот и усилий для продолжения строения храма и для водворения благоустройства и порядка церковного и гражданского среди множества врагов и препятствий. Ему вредили и препятствовали в постройке храма и Самаряне, и начальники заречных Персидских областей, подкупаемые Самарянами и клеветавшие на Иудеев пред двором царским (1 Езд 4). Но с Божию помощью, при содействии прр. Аггея и Захарии, Зоровавель преодолел все козни врагов. Руки Зоровавеля, говорит Бог чрез пророка, положили основание Дому сему; его руки и окончат его (Зах 4, 9), и он действительно имел утешение видеть окончание храма и торжественное освящение оного, в шестой год царствования Дария, в третий день месяца Адара, при многочисленных жертвоприношениях и всеобщей радости народа (1 Езд 5, 6). Новый храм, посвященный Господу, величественно стоял на месте того, который разрушили войска Навуходоносора. Кроме построения храма, другими подвигами Зоровавеля были между прочими следующие: восстановление священнической и левитской чреды священнослужения (1 Езд 6, 18), исправление родословий (Неем 6, 5), празднование Пасхи в седьмой год царствования Дария. Вообще религия и патриотизм особенно отличали характер Зоровавеля во все время его общественной деятельности. Зоровавель называется также персидским именем Шешбацар, князь Иудин (1 Езд 1, 8).