petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Соборное послание апостола Иакова: Иак., 50 зач., 1, 1‒18

Автор: Архиепископ Аверкий (Таушев); Блаженный Феофилакт Болгарский

Учение об искушениях 1, 2–4. В начале послания святой Иаков, умалчивая о своем апостольском достоинстве, называет себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа. Обычное у древних приветствие радоваться в устах Апостола, конечно, имеет особенное высшее значение радости о Господе Иисусе, как Искупителе. После приветствия святой Апостол сразу же начинает речь об искушениях, под которыми подразумевается несомненно испытание нашей веры в виде разного рода бедствий, постигающих христианина в земной жизни. Эти испытания закаляют нашу веру и возводят нас все выше и выше к нравственному совершенству через подвиг терпения. О мудрости и молитве 1, 5–8. Если в борьбе с искушениями человек чувствует свою слабость, он не должен унывать и малодушествовать. Он должен просить у Бога мудрости преодолеть искушения и дастся ему. Добродетель совершенного христианского терпения так высока, что без особой мудрости духовной, подаваемой от Господа Бога, она для слабых человеческих сил недостижима. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (6) — да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (7–8) — главное условие для получения просимого в молитве — твердая, несомневающаяся вера. Это потому, что только посредством такой веры человек вступает в то нравственное единение с Богом, благодаря которому Божественная благодать может сообщиться душе человека. Исполненный истинной христианской мудрости радостно переносит все испытания и превратности судьбы, богат ли он или беден.

О ничтожности богатства 1, 9–11. Да хвалится брат униженный высотою своею (9) — хвалится сказано здесь в смысле: «да утешает себя» сознанием чести и милости, предоставляемой ему Богом в перенесении различных скорбей. Все праведники страдали и за это удостаивались великой награды на Небе. Не будь скорбей, не получили бы и венцов. Богатый — (да «хвалится») унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве (10–11) — богатый может «хвалиться», или утешать себя, лишь сознанием ничтожности, тленности своего богатства. Источники искушений — наша греховность 1, 12–18. Блажен человек, который переносит искушение (12), потому что надлежащим образом переносимое искушение способствует духовному совершенствованию человека и дает ему «венец жизни». Господь посылает людям испытания не для вовлечения их во грех, а для укрепления их сил противостоять греху. И если человек падает в борьбе с искушением, то вина в этом самого человека, потому что каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (14). А Господь всегда лишь содействует добру и нравственному совершенствованию человека: всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (17). Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его (18). — Сказал восхотев, потому что есть люди, которые по наваждению беса умствуют, что мир составился как бы случайно. Выше сказал: у Негоже несть пременения и тем показал, что Божество неизменяемо; теперь присовокупляет: восхотев бо породи нас. Если мы произошли, то явно, что мы не неизменяемы, ибо возможно ли, чтобы неизменяемым было то, что из небытия пришло в бытие через изменение? А чтобы по поводу слова породил не подумал кто, что Бог и Сына родил так же, как нас, апостол присовокупил: словом истины, ибо, по словам Иоанна Богослова, все чрез Него начало быть (Ин. 1, 3), то есть через Слово истины; посему, если мы произошли через Слово, то не однородны с Тем, от Кого произошли по бытию. Слова начаток некий означают преимущество и высшее достоинство, а созданием называет видимую природу.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author