?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Святая блаженная Матрона Дмитриевна родилась в конце октября или в начале ноября 1885 года в деревне Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, была четвертым ребёнком в семье. В ранних публикациях указывался год рождения 1881, однако он не подтверждается метрическими книгами. В кладбищенской книге была найдена запись от 4 мая 1952 года: Никонова Матрона Дмитриевна, 66 лет. Месяцы были определены из предположения, что имя давалось по святкам. Блаженная Матрона была названа в честь преподобной Матроны Царьградской (ок. 492). Память ее совершается 9 / 22 ноября. В старое время в благочестивых семьях принято было давать имя строго по святцам. Поэтому можно уверенно предположить, что праведная Матрона родилась в конце октября или в начале ноября (по старому стилю) 1885 года. Родители Наталья и Дмитрий сначала хотели оставить слепую дочь в детдоме, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Наталья Никонова решила, что сон был вещий. Уже в восьмилетнем возрасте в Матроне проявились дары духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления. Известны случаи, когда девочка открывала близким их мысли, предсказала пожар. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней сходились посетители даже из других уездов и губерний, привозили лежачих больных, которых молитвы девочки поднимали на ноги.
Через подношения благодарных, Матрона стала главной кормилицей семьи. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в Санкт-Петербург, другие города и святые места России. Известно предание о встрече Матронушки с праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Кронштадтском Андреевском соборе попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена ― восьмой столп России». В 16 лет у неё отнялись ноги. После революции 1917 года Матрона и её подруга Лидия Янкова остались без крова и пошли искать работу и еду в городе. Около 1925 года Матрона перебралась в Москву, возможно, следуя за своими братьями. Жила где придется ― у друзей и знакомых, но не у своих братьев, так как оба были коммунистами. Нескончаемым потоком шли к ней люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи. В ее житии описывается множество случаев исцелений и пророчеств. Св. Матрона предсказала свою смерть за 3 дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Отпевание совершил протоиерей Николай Голубцов в Московском Храме Ризоположения, что на Донской улице. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве; могила стала местом неофициального паломничества. В 1998 году на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки блаженной Матроны. Комиссию по вскрытию захоронения возглавил архиепископ Истринский Арсений (Епифанов). Теперь останки блаженной, почитаемые верующими как святые мощи, находятся на территории Покровского монастыря. В 1999 году канонизована как местночтимая московская святая. 6 октября того года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых. 16 июля 2013 года Священный Синод установил дополнительный день празднования памяти блаженной ― 8 марта нового стиля (23 февраля старого стиля; в високосный год ― 22 февраля / 7 марта), в память об обретении ее честных мощей. Тропарь, глас 2: Бо́гом умудре́нную блаже́нную ста́рицу Матро́ну, / земли́ Ту́льския процвете́ние и гра́да Москвы́ пресла́вное украше́ние, / восхва́лим дне́сь, ве́рнии. Сия́ бо, све́та дневна́го не позна́вши, / све́том Христо́вым просвети́ся / и да́ром прозре́ния и исцеле́ния обогати́ся. / Пресе́льница же и стра́нница на земли́ бы́вши, / ны́не в черто́зех Небе́сных Престо́лу Бо́жию предстои́т // и мо́лится о душа́х на́ших. Ин тропарь (глас не указан): Земли́ Ту́льския прозябе́ние, / гра́да Москвы́ ангелоподо́бная вои́тельнице, / блаже́нная ста́рице Матро́но, / от рожде́ния в слепоте́ теле́сней до конца́ свои́х дне́й пребы́вшая, / но о́т Бога ще́дро духо́вное зре́ние прия́вшая, / прозорли́вице и моли́твеннице, / наипа́че да́р исцеле́ния боле́зней стяжа́вшая. / Помога́й все́м с ве́рою к тебе́ притека́ющим и прося́щим / в боле́знех душе́вных и теле́сных, // ра́досте на́ша. Кондак, глас 7: К служе́нию Христо́ву óт чрева ма́терня предызбра́нная, / пра́ведная Матро́но, / стезе́ю скорбе́й и печа́лей ше́ствующи, / тве́рдую ве́ру и благоче́стие яви́вши, Бо́гу угоди́ла еси́. / Те́мже, почита́юще па́мять твою́, мо́лим тя́: / помози́ и на́м в любви́ Бо́жии пребыва́ти, // ста́рице блаже́нная.

Метки: