petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Толкование на Апокалипсис. Глава двадцатая

Автор: Священник Даниил Сысоев

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тыся­чу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окон­чится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобож­денным на малое время (Откр. 20, 1‒3). У этого текста есть два толкования. В древней Церкви некоторые думали, что после антихриста наступит тысячелетнее царство правед­ников на земле, плотское царство, некая земная подготов­ка к вечности. Эти предположения были жестко осуждены Церковью. Второе, более верное толкование звучит так: есть некое Царство Божие, царство мучеников, и начало его было положено в тот момент, когда сатана был связан (в момент сошествия Христа во ад). И лишь в самом конце времен он будет освобожден — во время правления на зем­ле антихриста. Господь связал сатану, чтобы не дать ему обольщать народы, причем связан он не какими-то внеш­ними силами, а проповедью апостолов и кровью муче­ников. Человек, который страдает ради Христа, сража­ется за имя Христа, действительно обуздывает силы зла. А кровь мучеников в буквальном смысле тушит идольские жертвенники. Сила сатаны ограничена, потому что он сотворенное существо и для поддержания своего существования ему нужно постоянно питаться злом человека, страстями, как и было сказано еще в Книге Бытия: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты бу дешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3, 14). Особенно излюбленной его пищей стала жестокость — сатана выдумал человеческие жертвоприношения, жертвы животных. А когда мученик умирает за имя Христа, он умирает не один — вместе с ним сражается Христос, и в результате кровь мученика тушит пламя сатаны и обессиливает его. И диавол не может уже властвовать над людьми. Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Здесь говорится о бывшем во время страданий Господа низвержении диавола, когда его, почитавшего себя сильным, всемогущий Христос, Бог наш, связал, изба­вил нас от его власти и осудил его на ввержение в бездну. Это видно и из того, что бесы Его просили не посылать их в бездну. О связании диавола свидетельствует и прекраще­ние идолослужения, разрушение языческих капищ, прекра­щение кровавых жертв и распространение по всему миру познания воли Божией. Великий Ириней свидетельству­ет, что «в пришествие Христа диавол впервые узнал, что он осужден в бездну и геенну. Поэтому я думаю, что под выше­сказанным нужно понимать осуждение диавола Христом. Тем, что сему осуждению служит Ангел, показывается, что диавол не может сопротивляться Богу, ибо он слабее даже Ангела. <...>Тысячу лет лучше считать не за определенное количество лет — тысячу, но или вообще за множество лет, или за число совершенное, ибо так считаются и те тыся­чи, о которых говорит Давыд: слово, еже заповеда в тысящи родов (Пс. 104, 8). Это число означает вообще многие годы, чтобы во всем мире было проповедано Евангелие и укоре­нились семена благочестия, но может означать и просто совершенное число, потому что, оставив в них подзакон­ную жизнь, мы призваны в мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). Таким образом, тысяча лет — это время от воплощения Христа до пришествия анти­христа. Верно ли то, как мы понимаем, или тысяча лет есть десять раз по сто лет, как думают некоторые, или еще меньше, — это известно лишь Богу, Который Один знает, до каких пор для нас полезно Его долготерпение и продол­жение нашей жизни. А по окончании этого времени анти­христ возмутит всю вселенную, по действию Велиара изли­вая на людей его ядовитую злобу, потому что он знает о неизбежности своего наказания». После же сего ему долж­но быть освобожденным на малое время (Откр. 20, 3). Здесь речь идет об освобождении диавола при антихристе, ког­да сатана будет без ограничений обольщать все народы по воле Бога. Почему по воле Бога? Для того чтобы выя­вить, что на самом деле происходит в сердцах людей, и кто останется со Христом, а кто Его не примет. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иису­са и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр. 20, 4). Апостол увидел престолы и сидящих на них, которым была дана власть судить — это епископы, правящие Церко­вью в течение тысячи лет. Они восседают на тронах сво­их, на престолах и судят Церковь, осуществляют судебную власть Церкви. На престолах также сидят мученики, ожив­шие со Христом, и они царствуют тысячу лет. Сказано не «воскресли», а «ожили». Дело в том, что душа челове­ка в разных условиях имеет разную «плотность» душевной жизни. Например, наша душа может спать, в физическом смысле, и у нас нет власти над сном. Состояние бодрство­вания тоже бывает разное; скажем, душа может пребывать в состоянии отупения. (Например, когда человек телевизор смотрит.) Бывает, когда человек любит другого человека, у него более живая душа, а когда любит Бога, у него она еще больше переполнена жизнью. А во вре­мя молитвы Богу человеческая душа оживает полностью. Получается, что есть разная плотность и напряженность душевной жизни. То же самое происходит и после выхода души из тела. У мучеников души абсолютно живые, то есть они переполнены жизнью, более заполненные, чем были на земле. Почему? Потому что они в себе имеют больше Божественной жизни, хотя еще и не достигли совершен­ства — никто еще не достиг совершенства, не будучи вос­крешенным. Однако души умерших, души святых, правед­ных, мучеников в большей степени наполнены жизнью, чем души других людей, поэтому они ожили и царствуют со Христом тысячу лет. Сейчас время, когда мученики цар­ствуют со Христом, причем они многократно участвовали в изменении судеб мира. По их просьбе наступает время конца, обозначается время созревания. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение (Откр. 20, 5). Подчер­кивается, что есть разница между умершими: одни живые, а другие неживые. Последние сохраняют сознание и чув­ство реальности, но это сознание кошмара, и здесь душа сама ничего не можешь поменять. Ад всегда в Библии опи­сывается как состояние некого непрерывно продолжаю­щегося кошмара, в котором своей волей изменить ниче­го нельзя. Поэтому неумно поступают те люди, которые остаются в исламе из-за сильнейшей любви к родителям-мусульманам, дабы встретиться с ними после смерти. Точно так же считали все язычники. Такие высказывания — это некий акт коллективного самоубийства, когда человек отвергает спасение из-за дурного примера других людей, пусть даже очень близких. В аду встречаются мертвецы, они друг друга могут не узнать, так как они полуживые, безжизненные, они тени и призраки. Кстати, очень и очень многие люди именно так их и видели. В аду существование сознания — на грани с уничтожением. Божие слово не дает челове­ку уничтожиться, и кто отвергает Христа, тот отвергает свое спасение. Сознание у умерших сохраняется, но ниче­го приятного в этом сохранении нет, поэтому и сказано, что «прочие из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет». Это полупризрачное состояние для них сохраняется в течение всего времени существования Церкви. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут свя­щенниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откр. 20, 6). Смерть вторая — это когда воскрешенное тело пребывает в полуреальном состоянии; когда душа сое­диняется с вечным телом, и оно бросается в вечный огонь — это и есть смерть вторая, пребывание в вечном огне, без исчезновения, не на тысячу лет, а навсегда. После второй смерти ничего уже не будет, она окончательна. Первое воскресенье — это когда живущие на земле люди, являясь на самом деле мертвыми, оживают, участвуя в смерти Хри­ста. По словам апостола Павла: Встань, спящий, и воскрес­ни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5, 14). Участие в смерти Христа — это Крещение, потому что мы, погру­жаясь в воду три раза, участвуем в смерти Христа, Кото­рый три дня был в гробу. А выходя из воды Крещения, мы с вами участвуем в Его Воскресении. Это хотя и симво­лы, но воскресение — вполне реальное. Вот оно — первое Воскресение. Покаяние тоже является первым Воскресе­нием, оно оживляет человека. Есть люди, у которых душа осуществилась, а есть те, у кого душа не осуществилась, то есть проект как бы сделан, подготовлен, но не реализован. И вот как раз покаяние, перемена мысли, мировоззрения, жизни — это и есть первое Воскресение. Человек, кото­рый воскрес на земле, блажен и свят. Тот, кто покаялся, кто изменился, кто пропитался Божественной жизнью, будет блажен и свят и над ним смерть вторая не возымеет власти. Господь сказал: Истинно, истинно говорю вам: слу­шающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24). Для него Суд не время решения участи, а вре­мя решения, какую награду ему дать. На суде обычно выно­сят вердикт: то ли вас расстреляют, то ли вас отпустят. А есть другой вариант, когда на суде решают: то ли вам дво­рец дать, то ли вам, скажем, замок подарить. Они будут священниками Бога и Христа и будут царство­вать с Ним тысячу лет (Откр. 20, 6). Священниками, пото­му что они совершают священнодействия и предают всю свою жизнь в жертву Богу. Отдача всей жизни Христу — это и есть жертва Богу. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет осво­божден из темницы своей и выйдет обольщать народы, нахо­дящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту зем­ли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Откр. 20, 7‒10). Мы возвращаемся к этой последней великой Армагеддонской битве, когда темные силы попытаются сразить­ся с Христом и с Ангелами Божиими. Даются последние штрихи, последние детали: кто в ней будет участвовать. Те самые народы Гога и Магога. Магог — это потомок Иафета, от которого происходят европейцы, монголы и индусы, иранцы. Гог и Магог — это дальние древние народы, кото­рые живут на краю земли, как говорит Писание, и в самом конце времен они при помощи вот этих духов бросятся уничтожать Церковь. И вышли на широту земли, и окружи­ли стан святых и город возлюбленный (Откр. 20, 8). Стан свя­тых — это Церковь! Город возлюбленный — собрание всех христиан. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь вовеки веком. Под­черкивается, что не только лжепророк и антихрист, но и сам диавол будет брошен без Суда во тьму, в озеро, кипя­щее огнем и серой. И после этого наступит конец. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в кни­гах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим (Откр. 20, 11‒13). Суд уже наступил, и великий белый престол ставится перед лицом всего человечества, вся вселенная убегает от лица Сидящего на престоле. Бог являет Себя во сла­ве Своей. Время, как и обещал Ангел, закончилось, насту­пил Судный День. Суд будет заключаться в том, что перед лицом Бога встанут абсолютно все умершие ранее, малые и великие. Бог вызовет из могил всех без исключения людей. И книги раскрыты были (Откр. 20, 12). Это кни­ги совести каждого человека, все дела, которые он делал, зло, в котором не раскаялся, — все будет раскрыто перед Богом, перед Ангелами Божиими и перед всеми людьми. Это особенно важно помнить тем людям, которые сознательно скрывают грехи на исповеди — из-за ложного стыда или по другим причинам. Помните, что сознательно скрытые грехи будут раскрыты перед лицом всего человечества. И, кроме этих книг, которые станут свидетелями против человека сами по себе, будет раскрыта еще и иная книга — Книга Жизни. Это некая книга памяти Бога, она явится как реальная книга, так, как ее и изображают обыч­но на иконах. В Книге Жизни записываются все имена праведников, все имена предназначенных для спасения. Существует даже специальный обряд для записи в эту кни­гу: перед Крещением православные священники специ­альной молитвой просят Бога, чтобы Он вписал имя крещаемого в Книгу Жизни. При этом действительно имя вписывается в эту Книгу, и крещеный будет вечно жить перед Богом. Из нее можно себя и вычеркнуть нераска­янными и смертными грехами. Человек приходит ко Христу, чтобы спастись. Об этом свидетельствует и молитва пастыря: «Твоим именем, Господи Боже Истины, именем Твоего Единородного Сына, и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (имя), сподобившегося обратиться к Твоему святому имени и под покровом Твоим обрести защиту. Удали от него ветхое заблуждение и прельщение (ср.: 1 Кор. 5, 7; Еф. 4, 22) и наполни его верой в Тебя, надеждой и любовью, да разумеет, что Ты, Единородный Твой Сын, Господь наш Исус Христос, и Святой Твой Дух — Единый Истинный Бог. Дай ему следовать всем заповедям Твоим и хранить то, что Тебе угодно, так как если человек это исполнит, то будет жив. Напиши его в Книге Жизни Твоей, присоедини к достоянию Твоему, да прославится в нем имя Твое святое, и возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Исуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Пусть очи Твои всегда с милостью взирают на него, и уши Твои всегда слышат его молитву. Надели его радостью в делах рук его и во всем роде его, да исповедует Тебя, поклоняясь и славя Твое имя, великое и высокое, и восхвалит Тебя всегда, во все дни жизни своей. Ибо Тебя воспевают все Силы Небесные, и слава Твоя — Отца и Сына и Святого Духа — ныне и присно и во веки веков. Аминь». И судимы были мертвые по написанному в книгах, сооб­разно с делами своими (Откр. 20, 12). Каждый из мерт­вых судим по делам своим, все учтены Богом. Бог подроб­но оценит каждое из деяний человека. Как и сказано, что Он рассудит вдов и сирот с их обидчиками, воздаст всем злодеям по злодейству их, вознаградит за каждое доброе дело. У Бога все абсолютно точно. Кстати, в православ­ном богослужении есть момент, являющийся благочести­вым напоминанием о времени Страшного Суда, — чтение Шестопсалмия. Во время чтения Шестопсалмия мы должны вспоминать о Страшном Суде и представлять, что мы уже предстоим перед Богом. Ни один человек не избежит Суда Божиего, кроме антихриста и лжепророка, которые будут лишены чести судиться с Богом. Все остальные люди, от начала времен до конца мира, не минуют этого Суда. Все люди выйдут из своих могил, соберутся со всех концов мира и предстанут перед Престолом Божиим, чтобы быть судимыми по своим делам. О книгах на Страшном Суде есть предсказания и у про­рока Даниила: Видел я, наконец, что поставлены были пре­столы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пытающий огонь. Огненная река выходи­ла и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги (Дан. 7, 9‒10). Судьи — это апостолы, которые будут судить двенадцать колен Израилевых, а раскрывшиеся книги — книги совести. И про Книгу Жизни пророк Даниил гово­рит: Но спасутся в это время из народа твоего все, которыіе найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в пра­хе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда (Дан. 12, 1‒3). Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим (Откр. 20, 13). Море отдает всех, кто в нем утонул, и все полусонные грешники, находящиеся в аду, выходят на Суд. Могилы опустошаются, поскольку все мертвецы бегут на встречу со своим Властелином. Ни один человек Страшного Суда не избежит, кроме двоих: анти­христа и лжепророка. Мы помним, что они будут лишены чести присутствовать на Страшном Суде. Все остальные люди, все до единого, выйдут из могил своих, будут собра­ны со всех сторон света и предстанут перед Христом, что­бы быть судимыми соответственно с делами своими. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20, 14‒15). Смерть больше не имеет власти над людьми. Последний враг, как говорит Писание, упразднится, смерть уничтожена, ее больше нет. Никогда душа с телом больше не разлучатся. Отныне и ада больше нет, он исчезает. Библия говорит, что ад — это временное место заключения грешных душ. И вот смерть и ад броше­ны в озеро, горящее огнем и серой. Это смерть вторая, то есть места заключения душ не будет. И кто не был записан в Книге Жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20, 15). Все те, кто не был крещен и не жил по-христиански, будут брошены в озеро, горящее огнем и серой, образом которо­го является нынешнее Мертвое море.
Tags: духовные наставления
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author