petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Старец духовник иеросхимонах Иероним Афонский: Жизнеописание. Духовное руководство. Учение

В 1885 году, 14 (27) ноября, на Святой Афонской Горе в 80-летнем возрасте скончался великий старец, иеросхимонах Иероним, духовник Свято-Пантелеимонова монастыря, главный деятель русского Афона, имевший большое влияние на святогорскую жизнь в целом. Своими духовным руководством и трудами он привел Русский Пантелеймонов монастырь от совершенного упадка к полному и всестороннему расцвету и воздвиг на такую высокую степень духовного преуспеяния и совершенного монашеского общежития, что он стал образцом для ревнителей благочестия во всем православном мире. О жизни и духовных трудах святогорца рассказывает книга, которую выпустил в свет Информационно-издательский центр «К Свету». Называется она «Старец духовник иеросхимонах Иероним Афонский: Жизнеописание. Духовное руководство. Учение». В этой книге приводится жизнеописание великого афонского старца иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), духовника Русского Пантелеимонова монастыря; показаны его духовный благодатный образ и старческое руководство с практическими аскетическими методами и средствами. Также читателям предлагается в систематизированном виде учение отца Иеронима, извлеченное из его духовного наследия, устных и письменных наставлений и поучений. Некоторые из учеников и собеседников старца оказали влияние на российскую политическую и культурную жизнь, среди них — Константин Леонтьев (монах Климент), жизненный путь которого кратко излагается в книге; описываются его обращение на Афоне, приобретенное в результате этого мировоззрение и дальнейшая судьба. Прежде чем перейти к повествованию, издатели предлагают небольшую справку восстановления общежительного порядка в Афонском Русском Пантелеимоновом монастыре. Произошло это в 1803 году по распоряжению Вселенского Патриарха Каллиника. Общежитие существовало в этой обители издревле, но было упразднено греками, с тех пор как они заселили монастырь, оставшийся русским только по названию. Поводом для таковых действий Патриарха послужило обращение к нему Кинота Святой Горы с просьбой об упразднении Пантелеимонова монастыря. Старцы Кинота решили, что доведенный до крайнего убожества и нищеты, обремененный долгами, не способный к дальнейшему существованию монастырь лучше исключить из числа святогорских обителей; землю раздать другим (греческим) монастырям, имущество распродать, на вырученные деньги уплатить долги, а что останется, обратить на нужды Протата. Таким образом, русские навсегда лишились бы своего древнего приюта на Афоне и ликвидировалось бы даже само название «Русский». Но, как отмечают издатели, дальновидный и богомудрый Патриарх смотрел на этот вопрос по-другому. В предложении Священного Кинота он не мог не заметить националистического пристрастия. Как политик, он видел необходимость присутствия на Афоне представителей великой Российской державы; как архипастырь, он равным образом, без различия национальностей отвечал пред Богом и Матерью Божией за свою афонскую паству. Поэтому, чтобы спасти положение и укрепить обитель, он повелел Русский монастырь из идиоритмического сделать общежительным. Игуменом был назначен Савва, иеромонах соседнего Ксенофского скита, а ктитором самим великомучеником Пантелеимоном был избран князь Скарлат Каллимах. Явившись ему в болезни, великомученик сказал: «Имение твое великое, а смерть твоя близка, а монастырь мой на Святой Горе Афонской до конца разоряется. Помоги ему, пока есть время». Так было начато строительство нового, прибрежного Русика. Примерно в то же время далеко от Афона, в России, в небольшом городке Курской губернии, в купеческой семье родился будущий иеросхимонах Иероним (в миру Иван Соломенцов). С раннего детства он проявлял склонность к религиозной жизни. Был он от природы развитым, способным и к ведению дел житейских и, возрастая, стал оказывать отцу помощь по торговым делам. Но ни о чем другом, кроме монашества, он не хотел и думать. Между тем в Пантелеимоновом монастыре в течение 1810-х годов были воздвигнуты собор великомученика Пантелеимона, храм Успения Пресвятой Богородицы, келлии для братии и другие необходимые здания. Строгий общежительный порядок стал привлекать в обитель греческих иноков. Однако в 1821 году началось греческое восстание за независимость. Князь Скарлат был убит турками, игумен Савва скончался в глубокой старости, и монастырь остался недостроенным, озлобленные турки расхищали и без того небогатое его имущество. Надежды на поступление помощи из России, начавшей войну с Турцией, не было, да и обратиться к русским людям за помощью было некому, потому что в монастыре по-прежнему не находилось ни одного русского монаха. Снова начались упадок и запустение. Сведущий в святоотеческих творениях отец Иероним, живя еще в миру под родительским кровом, по мере приближения к своему совершеннолетию мечтал отыскать обитель со строгим общежитием. Промысл Божий привел его на Афон. Греки сами пригласили его в Русский монастырь, в обители собралось русское братство, установились связи с Россией. Началось возрождение древней Пантелеимоновой обители благодаря деятельности отца Иеронима, который в первую очередь укреплял внутреннюю, духовную жизнь. Приходила помощь из России, монастырь благоустраивался, пополнялся русскими иноками. Совершенное общежитие, благодаря которому обитель расцвела и прославилась, представлявшее собой уже и в те времена редкость, утвердилось под руководством отца Иеронима и его сотрудника отца Макария, которого он вымолил у Бога себе в помощь и воспитал духовно. Духовное устроение самого старца Иеронима прежде всего влияло на жизнь обители и сказывалось во всем. Оно умиротворяло, приводило в должный порядок все братство и каждого брата в отдельности. Отец Иероним был истинным отцом своим духовным чадам: и старцы, и новоначальные послушники — все равно были ему дороги; зорко следил он за каждой душой и всех руководил ко спасению многоразличными способами: кого строгостью наказания духовного, кого тихостью отеческой ласки, причем в результате всегда получалось духовное преуспеяние ученика и слушателя его слов. Дивно было видеть седовласого старца, обремененного жестоким недугом, еле передвигающего ноги, осаждаемого день и ночь жаждавшими излить перед ним свою душу, получить от него врачевство духовное, умиротворение. Не только своя братия, но со всей Афонской Горы шли к нему на исповедь ревнители подвигов духовных, ибо он значительно возвышался над всеми афонскими аскетами даром высокого духовного рассуждения. Иноки говорили про отца Иеронима: «Пойдем к нему, он решит наше недоумение, ибо его устами вещает Бог». Приходившим к старцу Иерониму оставалось лишь удивляться свыше данному ему дару духовного рассуждения: вопросы трудно разъяснимые, крайние затруднения совести сразу решал он своим опытным словом. Примеры его старческого духовного руководства раскрываются на страницах этого издания. Жизнь и деятельность иеросхимонаха Иеронима были описаны в изданной в 2001 году книге «Великая стража», получившей благодарные отзывы православных читателей. Теперь, с увеличением паломничества на Святую Гору и всеобщего интереса к личности великого старца, к его деятельности и учению, есть необходимость в дальнейшем издании сведений о нем и в систематизации его духовного наследия. Этой потребности, исходящей из пожеланий почитателей старца Иеронима, отчасти может удовлетворить настоящая книга, в которой использованы известные уже материалы с небольшими дополнениями. Кроме того, читателям предлагается в систематизированном виде учение отца Иеронима, извлеченное из его духовного наследия, устных и письменных наставлений и поучений. За последнее время был выпущен ряд книг, посвященных иеросхимонаху Иерониму (Соломенцову) и его духовному наследию, в число которых теперь включена и данная работа. Надеемся, говорят издатели, что наша публикация послужит к душевной пользе читателей и может оказать помощь Пантелеимоновой обители в деле возрождения в ней духовной жизни одновременно с ее внешним благоустройством при поддержке Российского государства. Для русского человека эта книга также может иметь значение, поскольку отец Иероним был «сильным духовным деятелем», обладавшим поистине «великой душою и необычайным умом», а в числе его учеников были лица, оказавшие влияние на политическую и культурную жизнь России.
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author