petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Послание апостола Иуды: Иуд., 77 зач., 1, 1‒10

Автор: архиепископ Аверкий Таушев

Iýда, Iсýсу Христу рáбъ, брáтъ же Iáкову, сýщимъ ó Бозѣ Отци́ освящéннымъ, Iсýсъ Христóмъ соблюдéнымъ (сохраненным при)звáнымъ, ми́лость вáмъ и ми́ръ и любы́ да умнóжится. Возлю́бленiи, вся́ко тщáнiе творя́ (все усердие имея) писáти вáмъ, о óбщемъ спасéнiи вáшемъ, нýжa ми бысть (почел за нужное) писáти вáмъ, моля́ подвизáтися о предáннѣй вѣ́рѣ святы́мъ еди́ною (однажды). Привнидóша (вкрались) бо нѣ́цыи человѣ́цы, ѝже дрéвле предустáвлени (предназначенны) на сié осуждéнiе, нечéстiя. Бóга нáшего благодáть прелагáюще (обращающие) въ сквéрну (повод к распутству). и еди́ного Влады́ки Бóга, и Гóспода нáшего Iсýса Христá отметáющеся (отвергающиеся, отрицающие). Воспомянýти (напомнить) же вáмъ хощý, вѣ́дущимъ и вáмъ еди́ною сé (уже знающим это всё), я́ко Госпóдь лю́ди от земля́ Еги́петскiя спасé (избавил), послѣди́ (потом) невѣ́ровавшихъ погуби́. Ангелѣхъ же не соблю́дшихъ своего начáльства (достоинства, пнрвоначального состояния), но остáвльшихъ своé жили́ще, на сýдъ вели́каго днé ýзами вѣ́чными подъ мракомъ соблюдé. Я́ко же Cодóмъ и Гомóра, и окрéстныя и́хъ грáды, подóбнымъ и́хъ о́бразомъ преблуди́вше (блудодействовавшие, предались блуду, разврату), и ходи́вше въ слѣ́дъ плóти ины́я. предлежáтъ въ показáнiе (предлагаются примером, поставлены в пример) огню вѣ́чному, сýдъ прiе́мше (подвергшись казни). тáкожде ýбо и сiи́, сóнiя ви́дяще (грезящие во сне, предающиеся сонным мечтаниям), плóть ýбо скверня́тъ. госпóдьства же отметáются (Владычество, начальства отвергают), слáвы же хýляще (хулят славы, злословят высокие власти) не трепéщутъ. Михáилъ же Архáнгелъ, егдá со дiиаволомъ разсужáя (споря) глагóлаше о Моисéовѣ тѣлеси́, не смѣ́я судá навести́ хýльна (произнести укоризненного), но речé, да запрети́тъ тебѣ́ Госпóдь. Сiи́ же ели́ка ýбо невѣ́дятъ хýлятъ (чего не знают злословят), ели́ка же по естествý (что же по природе) я́ко (как) безсловéсная живóтная вѣ́дятъ, въ си́хъ скверня́тся (тем растлевают себя). В начале послания святой апостол Иуда называет свое имя и указывает, что он — брат Иакова, подобно Иакову не осмеливаясь называть себя братом Господним, а лишь — рабом Iсýсу Христу.
Своим указанием на то, что он брат Иакова, святой Иуда, быть может, хотел обратить особое внимание на свое послание, ибо святой Иаков Праведный пользовался чрезвычайно большим уважением и авторитетом. После обычного приветствия: милость вам и мир, и любовь да умножатся, святой Иуда обращается с увещанием подвизаться за веру, однажды преданную святым, то есть христианам, объясняя это появлением лжеучителей в их среде — людей, предназначенных Богом к осуждению. Они — нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Что это за лжеучители, святой Иуда точнее не объясняет, но судя по всему, это все те же родоначальники гностиков, с которыми боролись святые апостолы Петр и Павел, а позже святой Иоанн (ст. 1–4). Апостол грозит им карой Божией, напоминая о трех поразительных примерах Божественного суда: наказание израильтянам, выведенным из Египта, наказание падшим ангелам, соблюдаемым в вечных узах, под мраком, на суд великого дня и кару Божью, постигшую города Содом и Гоморру (см.: Быт., гл. 19). Подобная участь постигнет и этих мечтателей, которые оскверняют плоть, подобно жителям Содома и Гоморры, то есть предаются разврату, отвергают начальства и злословят высокие власти, то есть не признают авторитета духовных властей — святых aпостолов и их ставленников eпископов и пресвитеров (ст. 5–8). В то время, как святой Петр говорил об Ангелах вообще, не дерзающих произносить укоризненный суд, апостол Иуда говорит лишь об одном Архангеле Михаиле. Он приводит древнее предание, согласно которому у диавола происходил спор с Архангелом Михаилом из-за тела Моисеева, причем Архангел Михаил даже по отношению к диаволу не смел произнести укоризненного суда, а запрещал диаволу лишь именем Божьим, говоря: да запретит тебе Господь, между тем как эти лжеучители злословят то, чего не знают.    Святой Иуда не жалеет выражений для того, чтобы дать самую отрицательную характеристику этим лжеучителям, уподобляя их бессловесным животным, сравнивая их с Каином, Валаамом и Кореем.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author