petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Третье посланиe апостола Иоанна: 3 Ин. 1, 1‒15

Автор: архиепископ Аверкий Таушев

О подлинности третьего послания Иоаннова свидетельствует как предание, так и внутренние признаки в самом послании. Если мы сличим тон, дух и слог этого послания с первым посланием Иоанновым и его Евангелием, для нас станет несомненным, что и это третье послание принадлежит возлюбленному ученику Христову. Обращено это послание к некоему Гаию или Каю. Кто это был, в точности неизвестно. Из Апостольских писаний и из церковного предания известно, что это имя носили несколько лиц, но к кому из них или к иному написано это послание, определить нет возможности. По-видимому, этот Гай не занимал никакой иерархической должности, а был просто благочестивым христианином, странноприимцем. О времени и месте написания третьего послания можно предположить то же, что о времени и месте написания второго послания: оба эти послания написаны приблизительно в одно и то же время, все в том же г. Ефесе, где апостол Иоанн проводил последние годы своей земной жизни. Состоит послание это также из одной только главы. В нем апостол хвалит Гаия за его добродетельную жизнь, твердость в вере и хождение в истине, а особенно — за его добродетель странноприимства в отношении к проповедникам Слова Божия, порицает некоего Диотрефа, сообщает некоторые известия и посылает приветствия. И в этом послании, как и во втором, святой aпостол не упоминает своего имени, а называет себя старцем. Обращаясь к Гаию, он называет его возлюбленным — обращение, которое мы часто находим в первом соборном послании. Апостол выражает ему пожелание здравствовать, что является обычным приветствием, и преуспевать во всем… как преуспевает душа твоя, то есть и в житейских делах своих домашних и общественных иметь такой же успех, как в жизни по Евангелию. Это — высочайшая похвала aпостола. Объясняет это апостол получением сведений через неких братий о том, что Гаий хранит верность евангельскому учению и ходит в истине.
Для меня нет большей радости, говорит святой aпостол, как слышать, что дети мои ходят в истине. Это весьма важная и характерная мысль, свидетельствующая, что в христианстве дороже всего истина, то есть подлинное, неискаженное, чистое учение Христово (ст. 14). Далее св. апостол хвалит Гаия за его странноприимство, которое он оказывает братиям, то есть христианам вообще, и странникам, то есть приходящим из далеких мест. Здесь, как видно из дальнейшей речи, под странниками подразумеваются странствующие проповедники Евангелия. Они засвидетельствовали пред Церковью о твоей любви — очевидно, побывав у Гаия и придя в Ефес, где жил апостол, они рассказали перед всем собранием верующих (Церковью) о гостеприимстве Гаия. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога — то есть продолжишь это дело гостеприимства, снабдив их всем необходимым на дорогу и проводив их с миром. Cр.: Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями (1 Кор. 16, 1011); Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка (Тит. 3, 13). Выражение об этих странниках, что они ради имени Его пошли свидетельствует, что здесь речь идет о странствующих проповедниках Евангелия, которые назывались тогда «евангелистами». Эти евангелисты не брали ничего от язычников, чтобы люди неблагонамеренные не сочли евангельскую проповедь средством к пропитанию, а потому долг христиан материально поддерживать их (ст. 58). Я писал Церкви, говорит далее апостол. Неизвестно, какой и о чем, но по-видимому той, к которой принадлежал Гаий и упоминаемый далее апостолом Диотреф. Едва ли, однако, это писание апостола сохранилось. Правильнее читать: я писал бы Церкви о странствующих проповедниках, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Кто это Диотреф, неизвестно, но как видно, он был человек гордый, честолюбивый и своевольный. Этого Диотрефа апостол обвиняет в отсутствии братской любви к странствующим проповедникам Евангелия и угрожает строгим и властным словом прекратить его бесчиние (ст. 910). Святой апостол увещевает Гаия не брать примера с подобных злых людей, но делать добро, затем похваляет некоего Димитрия, который по преданию был епископом Филадельфийским, обещает сам придти и передает привет от друзей и друзьям.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author