petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Апостольское чтение святителю Николаю. Послание к евреям: Евр., 335 зач., 13, 17‒21

Авторы: Святой Ефрем Сирин; святитель Иоанн Златоуст; блаженный Феофилакт Болгарский

Повинýйтеся настáвникомъ вáшимъ, то есть отложите подзаконные дела и совершайте дела Христовы. Речь идет о епископах. Прежде похвалив их и назвав верными и достойными подражания со стороны взирающих на них, потом продолжает: повинуйтеся. Но, скажет кто-нибудь, как повиноваться, «когда начальник нехорош. Знаю; это немалое зло, и даже гораздо большее, нежели безначалие, потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника. В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасается; в последнем же всегда находится в опасности и увлекается в пропасть. Если нехорош, по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже Ангел, сшедший с неба; если же по отношению к жизни, то не безпокойся об этом. Вся́ ýбо, ели́ка áще рекýтъ вáмъ блюсти́, соблюдáйте и твори́те: по дѣлóмъ же и́хъ не твори́те: глагóлютъ бо, и не творя́тъ (Мф. 23, 3). Они имеют, говорит, достоинство, но нечисты по жизни. А вы обращайте внимание не на жизнь, но на слова, их; от поведения же (других) никто не получит вреда. Почему? Потому, что оно явно для всех, и такой (человек), хотя бы он был тысячу раз нехорош, никогда не научит дурному. Но недостатки касательно веры неявны для всех, и дурной в этом отношении не постыдится учить (других)» (Златоуст). Относительно же испорченных по вере говорит: Въ научéнiя стрáнна и разли́чна не прилагáйтеся (Евр. 13, 9). Итак, почему же? Потому что дурно поступающий, быть может, другим не посоветует жить дурно, ибо и сам он стыдится дурных дел, ясно это и из того, что он всячески старается скрывать свои дела; злой же по вере внушит свой образ мыслей и народу. И покаря́йтеся, подчиняйтесь им. Выражением покаря́йтеся он указывает на такое сильное повиновение, чтобы, если потребуется, они послужили им самым делом. Тíи бо бдя́тъ о душáхъ вáшихъ, яко слóво воздáти хотя́ще и ответ должны будут отдать Богу, если соблазнят вас. Да слышат наставники, что как народ должен повиноваться, так и священник должен неусыпно пещись (заботиться) о народе, так как ему предстоит дать отчет за грехи их.

Да съ рáдостiю сié творя́тъ, а не воздыхáюще, нѣ́сть бо полéзно вáмъ сié. Повинуйтесь же им, чтобы они отдавали этот ответ съ радостiю, а не с удрученным духом и воздыхáюще. Если ты покоряешься, говорит, и угождаешь наставнику своему, то ты облегчаешь для него бремя заботы о тебе, так как он радуется твоему повиновению. Если же поступаешь бесстыдно, то хотя он и в таком случае будет заботиться о душе твоей, но если только ты не загладишь своего неповиновения, он будет воздыхать за тебя пред Богом, что для тебя бесполезно. Смотри же, наставнику он не позволяет ничем иным защититься, как только воздыханием. И хотя это незаметно вселяет в него (наставника) дух кротости, но против того, неисправимого, возмущающего грозного мстителя Бога (то есть против того грешника, который возмущает гнев Бога), он возжигает страшный огонь наказания. Посему ты, неповинующийся наставнику, не должен презирать его за то, что он воздыхает, но более должен бояться того, что он предает тебя Богу. «Безначалие везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви оно тем опаснее, чем власть её больше и выше. Если от хора удалишь начальника его, то хор не будет строен и согласен; если у отряда воинов отнимешь предводителя, то действия их не будут совершаться в стройности и порядке; если корабль лишишь кормчего, то потопишь корабль, так и здесь: если у паствы не будет пастыря, то всё извратится и уничтожится» (свт. Иоанн Златоуст). Моли́теся о нáсъ: уповáхомъ бо, я́ко добрý сóвѣсть и́мамы. Мы вполне уверены в том, что добрую совесть имеете вы, то есть доброе намерение. Так как некоторые клеветали на апостола, будто он учит отступлению от закона, то поэтому многие из евреев враждебно относились к нему. Поэтому он не обозначил имени своего в начале послания, так как они не могли даже и слышать о нем. «Не выставляй, говорит, против меня обвинений: совесть наша ни в чём не обвиняет нас; мы не сознаем за собою, чтобы мы вредили вам» (Златоуст). Итак, защищаясь пред ними, прежде всего просит их молиться о нем, чего мы обычно просим от друзей; затем раскрывает и свою невинность. Ибо между всеми, не только среди язычников, но и у вас, мы ничего не делали с лицемерием, совесть наша чиста и мы не сознаем, что замышляли зло против вас, или сделали что-нибудь дурное вам, или оклеветали вас. Мы вполне уверены в том, что добрую совесть имеете вы, то есть доброе намерение, потому что во всем во всем, что касается нас, мы во всѣ́мъ, дóбрѣ хотя́ще жи́ти (желаем вести себя честно), хорошо должны поступать. То есть стараясь проводить жизнь осторожно и беспорочно «не только между язычниками, но и между вами; мы не делали ничего по корыстолюбию, ничего по лицемерию. Вероятно, в этом его обвиняли» (Златоуст). И то самое, что я говорю, что закон не имеет силы, это не речь врага и неприятеля. Ибо я скорее ввожу исполнение закона и показываю, что сень получила конец. Итак, разве это отступление? Разве я вам не благодетель, когда веду вас к совершенству, совершенно отводя от тени и младенческого настроения? «Пишу это, говорит (Павел), не как враг, и не как противник ваш, но как друг; это видно и из последующего: Ли́ше же молю́ (особенно же прошу)» (Златоуст), умоляю вас сié твори́те, да(бы) въ скóрѣ устрóюся (возвращусь к) вáмъ, то есть для того, чтобы вы этим споспешествовали нам скорее придти к вам. Желать молиться за них так тепло и со всею  заботою о том, чтобы скорее возвратиться к ним, это происходило от сильной любви к ним. Вместе с тем показывает, что он полагается на совесть, и потому обращается к ним. Этого он не сделал бы, если бы чувствовал в своей совести что-нибудь дурное. Бóгъ же ми́ра. Прежде всего, испросив наперед себе от них молитв, и почтивши их этим, потом уже и сам молится за них и просит им (у Бога) всех благ. Так как, говорит, Бог есть Бог мира, то вы не должны возмущаться против меня, и притом по одному только слуху. Возведы́и (воздвигший) изъ мéртвыхъ Пáстыря овцáмъ вели́каго. Внедряет им учение о воскрешении, пользуясь пророчеством Исаии (см.: Ис., гл. 10). А так как есть и другие пастыри, малые, то сказал: вели́каго. Ибо пророки это многие учителя, но Христос наставник один (для всех). Крóвiю завѣ́та вѣ́чнаго, Гóспода нáшего Iсýса Христá. Завѣ́та вѣ́чнаго, относящегося не к тому, что прешло, но к тому, что пребывает во веки веков, а это есть Иисус Христос Господь наш. То есть воздвиг Его из мертвых после Его смерти и после излияния Его Крови, так что Он дал нам завет, не подлежащий, как завет закона, отмене, но вечный. Ибо и так: воздвиг Его из мертвых с Кровию вечного завета. Ибо по воскресении Он даровал нам Кровь Свою в завете. Ибо если бы Он не воскрес, то Кровь Его не служила бы нам заветом. Исус Христос Господь наш, да (у)соверши́тъ вы́ (вас), освободив от закона нашего, во вся́комъ дѣ́лѣ блáзѣ (добром). Показывает, что они имели добрые дела, нуждались только в том, чтобы совершенствоваться в них. Об этом он и молится за них. Смотри, что мы сами наперед должны начать, а затем просить совершенства от Бога. Створи́ти (исполнить) вóлю Егó, дабы вы творили во всем Его волю, а не бессильные уставы закона. Кто усовершенствовался во всяком добром деле, тот и творит волю Божию, а не тот, кто вполовину делает добро. Творя́ въ вáсъ благоугóдное предъ Ни́мъ (Ему через) Iсýсъ Христóмъ. Eмýже слáва вó вѣ́ки вѣкóмъ. Ами́нь. Следовательно, когда мы делаем добро, то это совершает в нас Бог чрез Иисуса Христа, то есть являющегося в качестве Ходатая и Совершителя. Ибо если Он совершил наше спасение в начале, то что удивительного и в том, если Он и при усовершенствовании в добродетелях является Посредником и исполняет в нас волю Отца, Сам укрепляя нас и вдыхая в нас силы к совершению добрых дел? К слову же благоугодное он прибавил: предъ Ни́мъ (Ему). Ибо действительно мы тогда благоугождаем, когда оказываемся добрыми пред Богом, а не тогда, когда пред людьми. И Давид говорит: по чистотѣ́ рукý моéю предъ очи́ма Егó (Пс. 17, 25); и Исаия: отими́те лукáвства от дýшъ вáшихъ предъ очи́ма Мои́ма (Ис. 1, 16).

Tags: Евангелие дня
Subscribe

  • Деяния святых апостолов: Деян., 11 зач., 4, 13‒22

    Автор: Архиепископ Аверкий Таушев Слова апостола Петра произвели столь сильное впечатление на членов синедриона, что те не знали, на что им…

  • Евангелие от Иоанна: Ин. 5, 17‒24

    Автор: священник Даниил Сысоев Толкование на сегодняшнее чтение (Ин. 5, 17‒24). Текст евангельского зачала: (15 зач.) Исус же говорил им:…

  • Евангелие от Иоанна: Ин. 3, 16‒21

    Автор: священник Даниил Сысоев Толкование на сегодняшнее чтение (Евангелие от Иоанна глава 3, стих 16 и далее) начинается на 49-й минуте этой…

Comments for this post were disabled by the author