?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Архиепископ Аверкий Таушев

Апостол внушает Тимофею вникать в глубокий смысл приведенных им выше примеров и воодушевляет его мыслью о воскресении Христовом и о своих собственных страданиях за благовествование о Христе: Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою (2 Тим. 2: 7‒10). Такой же путь страданий неизбежно предстоит и каждому доброму пастырю, но окончится он соцарствованием Христу: добрый пастырь должен воодушевлять себя мыслью, что будет разделять со Христом Его славу: Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может (2 Тим. 2: 11‒13). С лжеучителями апостол советует не вступать в словопрения, ибо они нимало не служат к пользе, а к расстройству слушающих (2 Тим. 2: 14). Вместо этого пастырь должен давать всем добрый пример своею жизнью: Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии (2 Тим. 2: 14‒16).Среди обличаемых им лжеучителей святой Павел вспоминает Именея и Филита, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было. Это несомненно родоначальники гностицизма, отвергавшего воскресение тел и понимавшего воскресение в духовном смысле: они учили, что душа, исходя из тьмы неведения и лжи и вступая в свет истины, оставляя порок, воскресает к новой жизни: и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру (2 Тим. 2: 17‒18). Предупреждая смущение от еретиков, святой Павел говорит, что они не могут поколебать своими лжеучениями Церковь: но твердое основание Божие (то есть Церковь Христова) стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2: 19). На Церкви, как на здании Божием, есть надпись или печать, состоящая из двух частей. Первая часть ее: познал Господь Своих — это значит, что истинно принадлежащие Богу ведомы Ему и не могут быть подвигнуты в вере, ибо благодать Божия настолько перестроила весь их внутренний мир, что они крепко утвердившись в истине, стали избранниками Божиими и не боятся никаких еретических смущений и козней. Вторая половина надписи, сияющей на избранниках Божиих: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа — это значит, что такие избранники Божии не только устами исповедуют свою принадлежность Богу, но и делами всей своей жизни. Иными словами, здесь указываются две стороны истинно-христианской жизни: вера и жизнь по вере, или благочестие.