petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Первое послание святого апостола Петра: 1 Пет., 60 зач., 3, 10‒22

Автор: Архиепископ Аверкий Таушев

Наставления всем христианам 3:10‒17. Апостол дает нравственные наставления всем вообще христианам, внушая им радоваться, если они страдают за правду, ибо и Христос... пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом: которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (ст. 8‒19). Христос пострадавший, сошедший во ад, воскресший и вознесшийся 3: 18‒22. Под этой «темницей», как показывает употребленное здесь греческое слово, надо разуметь Ад, или «Шеол» — место, куда сходили, по верованию евреев, все души людей, умерших до пришествия Мессии. Это место в преисподней, то есть «под землей» или «внутри земли» — т. е. в «месте» мрачном и тесном. Это не ад в христианском смысле слова, как место вечного мучения грешников, но все же место, как показывает его название, стеснительное для души умершего, неприятное, нежелательное. Таким было это место до пришествия Христова для всех умиравших в Ветхом Завете людей, хотя, видимо, и там были все же разные степени, в зависимости от нечестия или праведности умерших. В эту «темницу» сходил Господь для проповеди о совершенном Им спасении человечества. Это было призвание всех умерших до Христа и находившихся в шеоле душ ко вступлению в Царство Христово, причем покаявшиеся и уверовавшие, без сомнения, были освобождены из места их заключения и введены в открывшийся воскресением Христовым рай — место блаженства праведников.По церковному преданию, эта проповедь Самого Христа в аду была предварена там проповедью о Христе святого Иоанна Предотечи (см. тропарь его). Некогда непокорным — значит, что проповедь Христа Спасителя была обращена и к наиболее упорным грешникам, примером которых апостол поставляет современников Ноя, погибших от потопа. Из 6 стиха 4 главы можно заключить, что и из таких были спасшиеся проповедью Христовой в аду: ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию (то есть погибнув в водах потопа), они впредь жили (в Небесном мире) по Богу духом. Этим апостол подчеркивает и то, что проповедь Христова была обращена ко всем без исключения людям, не исключая и язычников, и притом самых грешных из них (19‒20): которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. От мысли о потопе и о спасшихся в ковчеге в 20 ст. апостол переходит к Таинству Крещения, прообразом которого явился всемирный потоп. В 21 ст. апостол определяет существо Крещения. Оно не есть плотской нечистоты омытие, подобное, например, многочисленным обрядовым иудейским омовениям, которые, очищая только тело, нисколько не касались нечистот душевных: оно есть обещание Богу доброй совести. Эти слова не значат, конечно, что благая совесть только обещается в будущем. Именно в самом Крещении очищается душа верующего, потому что дальше сказано, что крещение спасает воскресением Христовым (21). Апостол указывает здесь только на необходимость для крещенного решиться начать новую жизнью по совести.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author