petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

От сердца к сердцу. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

10 лет назад, 5 февраля, мирно отошел ко Господу светильник Русской Православной Церкви, духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин). По словам протоиерея Александра Шаргунова, «об отце Иоанне знает вся православная Россия. Существуют подробные жизнеописания, и, что не менее важно, проповеди и письма к духовным чадам, к которым, кажется, нечего добавить. На самом деле, ― отмечает отец Александр, ― они должны бы стать сегодня настольной книгой для нас. Они содержат весьма полезные уроки. Как будто всем известные, но всегда новые и самые актуальные, потому что — о самом главном. О всецелом предании себя Промыслу Божию». Книга, в которую вошли многочисленные письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина), вышла в свет в Издательстве Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и называется «От сердца к сердцу». В этой книге собраны письма отца Иоанна (Крестьянкина), в которых он обращается к нам, его современникам, стараясь приоткрыть духовный смысл того, что происходит с нами и вокруг нас, чтобы настроить на размышление о цели жизни, о крестном спасительном пути, ведущем к радости на земле и на небе. Впервые изданная в 2000 году, книга писем выдержала 10 изданий. За это время явилось поколение «неведомых чад» старца, «не видевших его, но веровавших», которые на себе испытали влияние писем, обращенных от его сердца к сердцу вопрошающего. Отсутствие человека не мешало отцу Иоанну видеть его внутренний мир и нужду. И как в личных беседах, так и в письмах он давал не готовое лекало к изменению сиюминутной ситуации, но ключ разумения духовной христианской жизни. Как отмечают издатели, старец говорил, что полюбил писать письма, так как для него сами ответы становились зримыми. Письмо как жанр, как живая вода старческого ответа, позволяло человеку сохранять этот ответ незамутненным забывчивостью или привношением в него своего мудрования, позволяло не исказить его за множеством впечатлений. В одном из писем отец Иоанн сам приоткрыл для нас источник мудрости и точности своих советов. Он пишет: «Мне на Ваши вопросы, заданные в письме, ежедневно отвечает Евангельское и Апостольское чтение». Да и его опыт жизни в Церкви, прошедшей сквозь Голгофский для нее XX век, и его пример стояния в истине, подтвержденный всей его почти столетней жизнью, стал для многих путеводителем на пути ко спасению. Слово, жизнь и Дух — одно, и это главное назидательное свойство советов батюшки. За словами ответов сердце читающего ощущает токи его многомощной живой молитвы и любви к себе лично. Так неведомые люди становятся его духовными чадами. Его слова, обращенные к одному из корреспондентов, практически относятся к каждому, с кем он беседовал или кому отвечал на письмо. «Молюсь о тебе ежедневно, крещу твою голову и люблю тебя отцовской любовью, моего такого большого и такого больного ребенка». Постоянно в обращении отца Иоанна независимо от возраста собеседника звучит слово «деточка». Каждый становился его ребенком, о котором у него болела душа. «Дорогие мои, ― пишет он в одном из писем, ― семья моя, дети мои! Кто и что может отлучить нас от любви Христовой, кто и что может поколебать нашу любовь, рожденную во Христе! Ни скорбь, ни теснота, ни болезни и никакие другие житейские обстоятельства». Посвятив себя страждущим людям, батюшка, по его собственным словам, «сам себе перестал принадлежать». «Увы! ― признается в письме отец Иоанн, ― не могу, по причине своего слабого характера, отказать тем, кто обращается ко мне со своими душевными скорбями. Всё, по неразумию своему, пытаюсь строить чужие избы, а своя душевная храмина остается в небрежении. Каждый день собираюсь начать исполнение положенных монашеских обязанностей, но каждый день Господь посылает на моем пути столько унывающих, болящих и скорбящих, что пройти мимо них я не могу, всех жаль, хоть отлично понимаю, что поступаю крайне неразумно. Здоровье мое, как говорят, ни шатко, ни валко, но годы и страшная нагрузка физическая дают себя знать: то там потянет, то здесь попоёт, только некогда мне думать об этом все по той же причине ― по моему слабому характеру по отношению к тем, кто докучает мне своими болячками душевными и телесными». Так, сострадая и любя, отец Иоанн отдавал частичку себя каждому, кого посылал к нему Господь. И никто не уходил от него неутешенным. Сам батюшка, пройдя свой скорбный путь, научился «терпеливо терпеть и смиренно смиряться», и во всем полагаться на Господа. Об этом он говорит во многих своих письмах. «Всё от Бога, ― пишет батюшка, ― а значит ― всё во спасение. Нам же только Господа благодарить и славословить за прожитую жизнь, за ее радости и скорби». «Воля Божия о нас та, чтобы мы, живя на земле, научились познавать Бога и с радостью и желанием следовать воле Божией ― единственной спасительной и наполняющей жизнь истинным содержанием». Как отмечает старец, «случайностей в жизни нет и быть не может, Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели ― для познания Бога». Обращаясь к одному из своих адресатов, отец Иоанн наставляет его: «Пусть никого и ничего не будет для тебя дороже Господа и ближе твоего Ангела хранителя. Поверь и утвердись в мысли, что Они всегда с тобой, обращайся к ним мысленно, и тогда никакие ― ни внешние, ни внутренние бури не коснутся души твоей и разум твой не омрачит никакая тьма. Жить трудно, жить сложно, но жить надо. Надо идти крестным путем жизни, неся по этому крестному пути свой крест». Однако жизненный путь многих современных людей, по словам отца Иоанна, «определен без Промысла Божьего». Поэтому будущее всегда вызывает страх. Но «как спокойно, как хорошо жить именно верующему человеку, ― пишет еще одному адресату старец, ― он не страшится там, где может быть страшно, он не страшится за свою жизнь, за жизнь своих близких, за нынешний день и за завтрашний. С Богом живет верующий весь день, в радости и успехе ― радуется, в печали и усталости ― не отчаивается, зная, что это крест его сегодняшнего дня, а день-то весь был благословлен Богом». «Промысл Божий прав всегда, ― наставляет старец другого адресата. ― И если Он попускает нам испивать горечь современной жизни, то это, при несомненном доверии Богу, есть единственно спасительный путь для нас. Ведь что значат слова святых отцов: “последние будут больше первых”? Последние, немощные и духовно, и физически, убогие и по уму, и по сердцу, вдруг в очах Божиих превзойдут трудившихся на ниве Божией во свое спасение от младенчества? Но это глас Божий, чрез святых нам данный. В это страшное время, когда оскудевает мир духом православия, сохранить веру и доверие Богу, не поколебаться, не возроптать, сохранить любовь к заблуждающимся и жалость к врагам ― это путь Божией Правды, это значит ‒ соделывать свое спасение. Вот и все». Крестный путь самого архимандрита Иоанна длиной почти в 100 лет начался во времена святого страстотерпца царя Николая Александровича и закончился в XXI веке. 60 лет из 96 он был пастырем и духовником. За эти годы старец накопил большой духовный опыт, что давало ему возможность говорить людям то, что им необходимо было для спасения. При этом он всегда напоминал, что выбор каждый человек делает сам, и никто не в праве, даже духовник, решать за него. «Духовная свобода, ― говорил старец, ― неоцененный дар человеку свыше, и Господь никогда и никого не связывает в выборе жизненного пути, в выборе ― творить добро или зло. А Вы просите, чтобы я сделал за Вас выбор. Это невозможно для меня. Сами Вы загляните в свое сердце, к чему склонно оно в жизни, чем дорожит, к чему стремится любовью. И когда поймете свое сердечко, тогда определится и выбор жизненного пути. А мне остается только о Вас помолиться, чтобы дал Вам Господь силу духа и решимость идти избранным путем жизни в Боге». Эта книга, по словам издателей, является приношением светлой и радостной памяти старца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Письма, собранные в ней, хоть и обращены к какому-то определенному человеку, дают читающему их немало тем для размышления о собственной жизни. Ведь в них ощущается явление духа и силы, веры и правды, смирения и любви. Путей к Богу не счесть, но надо встать на тот, для которого мы созданы Богом, ибо только этот путь будет созвучен нашему внутреннему человеку. Отец Иоанн помогал каждому не блуждать по распутиям жизни, но обрести и стать на свою тропу, ведущую к Богу. При этом он говорил «слова, идущие не с кончика языка, но из глубин сердечных», он говорил «От сердца к сердцу».
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author