petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Молитвенник о России: к годовщине упокоения отца Иоанна Крестьянкина

Судьба архимандрита Иоанна (Крестьянкина) ― это судьба России в XX веке со всеми ее трагедиями и искренней надеждой на духовное возрождение. 11 апреля 2000 года в Псково-Печерской обители, одном из самых величественных монастырей Русского Севера, не закрывавшимся даже в советские годы, ощущалось небольшое смятение. Даже седобородые старцы, для которых, казалось бы, в этом мире уже не может быть ничего нового, были искренне удивлены. В тот день самый умудренный и почитаемый среди них ― архимандрит Иоанн (Крестьянкин) отмечал 90-летие. Для монаха ― это не повод к обильному застолью, но возможность, воздохнув о своих грехах (даже у святых они есть), помолиться обо всех нас. Но, как рассказывают очевидцы, был удивлен и сам отец Иоанн. Прежде претерпевавший от мирских властей в основном лишения и унижения, он получил поздравление от… нового Верховного правителя Земли Русской ― буквально накануне избранного президентом России Владимира Путина. Поздравительные слова разительно отличались от сухих посланий, которые, подчас практически «под копирку», составляют референты власть предержащих: «Ваша жизнь ― пример подлинного подвижничества и истинного служения Русской Православной Церкви, стремления к укреплению веры и духа нашего народа. Вас знает и любит вся православная Русь. Ведь во многом благодаря таким Наставникам, как Вы, Россия возвращается сегодня к своим духовным и нравственным корням». Казалось бы, еще вчера к Церкви светские руководители относились снисходительно, даже пренебрежительно. А «позавчера» делали все, чтобы к 1980 году «показать по телевизору последнего попа». Слава Богу, показать не получилось ни «последнего», ни «предпоследнего». Напротив, в годы «застоя» люди стали все меньше страшиться зайти в храм, а потому в той же Псково-Печерской обители порой можно было встретить и партийных, оправдывавших свою тягу к вере интересом к древнерусскому искусству и тем, что «Православие ― это народный обычай». Примерно в эти годы, по совету крестной, в Псковские Печоры впервые приехал только становившийся на путь воцерковления выпускник сценарного факультета ВГИКа Георгий Шевкунов (ныне ― настоятель московского Сретенского монастыря епископ Бронницкий Тихон). Вот как рассказывает об этом владыка в своей, уже ставшей легендарной, книге «Несвятые святые»:

«Я впервые увидел архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в 1982 году, когда приехал в Псково-Печерский монастырь. Тогда, кажется, он не произвел на меня особого впечатления: такой очень добрый старичок, весьма крепкий (в ту пору ему было только семьдесят два года), вечно куда-то спешащий, даже суетливый, неизменно окруженный толпой паломников. Другие насельники монастыря выглядели гораздо строже, аскетичнее и даже солиднее <…> Пока со временем до нас не стало доходить, что отец Иоанн на самом деле ― один из очень немногих людей на земле, для которых раздвигаются границы пространства и времени, и Господь дает им видеть прошлое и будущее, как настоящее. Мы с удивлением и не без страха убедились на собственном опыте, что перед этим старичком, которого недоброжелатели насмешливо именовали "доктором Айболитом", человеческие души открыты со всеми их сокровенными тайнами, с самыми заветными стремлениями, с тщательно скрываемыми, потаенными делами и мыслями. В древности таких людей называли пророками. У нас в Православной Церкви их именуют старцами...» При этом сам отец Иоанн, уже при жизни совершавший чудеса и исцеления (и особенно часто предвидевший будущее), никогда старцем себя не называл. «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички», ― смиренно отвечал он восторженным почитателям, которые редко прислушивались к словам батюшки и порой рассказывали о нем всевозможные небылицы. Байки, искажавшие подлинный облик этого подлинно святоотеческого пастыря, в годы богоборческих гонений перенесшего немало страданий (включая несколько лет тюрем и лагерей), но сохранившего все благодатные дары, данные ему при крещении в далеком 1910 году, а также Таинствах диаконского и священнического рукоположения в победном 1945-м. Около 40 лет провел архимандрит Иоанн в Псково-Печерской обители, которая за эти годы у многих стала ассоциироваться именно с ним. Сложно сказать, кто именно посоветовал в апреле 2000-го Владимиру Путину, новоизбранному главе государства Российского, поздравить старца с юбилеем. Но факт остается фактом: несколько месяцев спустя, в августе того же года, в ходе первого визита президента в Псковскую область, Путин заехал в Псково-Печерский монастырь, где 40 минут наедине беседовал с отцом Иоанном в его скромной келье. Можно только гадать, на что тогда благословил старец правителя. Главное то, что сам отец Иоанн всю свою земную жизнь горячо молился о духовном возрождении нашей страны. А потому православные христиане нисколько не сомневаются: старец и сегодня, спустя 10 лет после своей блаженной кончины, продолжает молиться «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». Цитаты из проповедей архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Чтобы нам с вами быть истинно православными христианами, надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в ее молитвах, учении, Таинствах, надо знать свою веру, изучать ее, проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями и уставами. А главное ― необходимо постоянно восстанавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена» (2/15 марта 1992 года). «Покаяться ― это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Исусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение от силы в силу, как бы по ступеням лестницы» (23 марта/5 апреля 1992 года). «Вот мы теперь живем суетно, у нас нет внимания, чтобы увидеть в своей жизни следы Промысла Божия, у нас нет разумения понять, что же хочет от нас Господь в данных нам обстоятельствах жизни. А все это потому, что мы забываем о единственной цели земного бытия, о том, что оно ― только путь в вечность. Мы забываем и часто становимся дерзкими богоборцами, противниками Божиих определений о нас, не принимая непреложной истины, что единственно крестным подвигом жизни человека начертывается его путь во спасение ― в блаженную вечность. Только узкие и тесные врата ведут в Царство Небесное» (25 января/7 февраля 1993 года). «Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от рождения до исхода из нее, отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: "Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь, и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности". И так каждый день, каждый год» (28 февраля /13 марта 1994 года). Высказывания архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Развитие греха и искажение жизни происходит постепенно: начинается с помрачения ума (чтобы ум был светел, надо ежедневно читать Святое Евангелие и видеть жизнь и оценивать в свете евангельских истин), за сим следует расслабление воли, и покатился снежный ком греха, растет и растет, пока тебя не раздавит. За расслаблением воли следует искажение совести, когда все видим в искаженном свете, и получаем за все растление тела...» «Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать…» «И болезни ― попущение Божие ― споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу...» «Путь спасения во все времена один, и начертан он для нас в Святом Евангелии. И нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель. Нам же только искренно желать идти вослед Христа». «Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшее, ― смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена. Бездумно ныне жить нельзя. И не забывайте, чадца Божии, бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. Миром правит Бог, только Бог и никто другой». Из воспоминаний протоиерея Михаила Правдолюбова об архимандрите Иоанне (Крестьянкине): «Где-то в середине 80-х годов началась первая смута о номерах. Тогда это были не ИНН, а новые пенсионные документы. Нужно было заполнять какие-то анкеты, в которые требовалось вписать определенный номер, в каждой анкете свой. Начали говорить о печати антихриста и о недопустимости заполнения таких анкет. Меня постоянно спрашивали, как к этому относиться. Я считал, что ничего особенного в этом нет, но хотелось узнать мнение отца Иоанна. В одну из своих поездок в Печоры я подробно изложил отцу Иоанну все то, что смущает людей. Отец Иоанн мне лично отвечал так. Никаких номеров бояться не нужно. Цифры ― всюду: на часах стоят цифры, на документах, на страницах книг, где их только нет! Так что же теперь их бояться? Бояться нужно не цифр, чисел и номеров, а нужно бояться греха, который мы совершаем, особенно соблазнов последнего времени. Если мы с легкостью поддаемся этим соблазнам, если с легкостью грешим, то дух антихристов действует в нас, незаметно для нас самих печать антихриста, которую так все боятся, может уже на нас стоять! Когда же появилось смущение об ИНН, я спросил также и об этом. Отец Иоанн ответил мне, дескать все, что было сказано им о пенсионных документах, следует отнести и к ИНН: никаких номеров бояться не нужно!» «В конце 80-х годов отец Иоанн говорил о нашем времени как о времени бескровного мученичества. "Вы - бескровные мученики, ― говорил он. ― А дальше будет еще труднее. Ваше время тяжелее нашего, и вам можно только посочувствовать. Но мужайтесь и не бойтесь! Сейчас везде смущение, смятение и неразбериха, а будет еще хуже: перестройка, перестрелка, перекличка. Наступит время тяжелого духовного голода, хотя на столе все будет"…»

Tags: духовные наставления
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author