petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Соборное послание святого апостола Иакова: Иак. 52 зач. 2, 1‒13

Автор: Блаженный Феофилакт Болгарский

Братие моя, не на лица зряще имейте веру Господа нашего Исуса Христа славы. Кто делает что-нибудь с лицеприятием, тот навлекает на себя большой позор как не уважающий однородного и прежде него самого себя, потому что обхождение с подобным препосылается и к самому делающему. Аще бо внидет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, и в ризе светле, внидет же и нищ в худе (скудной) одежди, и воззрите на носящаго ризу светлу, и речете ему, ты сяди зде добре; и нищему речете, ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем. У евреев, кажется, особенно в обычае было носить перстни. Но при этом иной скажет, может быть, что если Иаков есть учитель завета Христова, то почему не прекращает подзаконного, но еще возвышает оное, принимая остающихся в благочестии подзаконном, а не порицая их? Такому мы отвечаем, что теперь Иаков беседует с ними поближе и снисходит их немощи, чтобы, тотчас отменив закон, не заставить их отступиться от него по новости учения. Но он ведет дело с основательным расчетом, уступив, насколько это было безвредно для него, в Новом Завете и подзаконным обрядам. Ибо чем отвращало его от веры Христовой соблюдение субботы или пост и воздержание от снедей? Через эту уступчивость завладев их вниманием к своим собственным словам, он мало-помалу убеждает их отставать от подзаконных обрядов как бесполезных и ведущих к рабству, а не к свободе, подаваемой о Христе. Итак, мудро пользуясь небольшими уступками, он предложил приличное христианам как раз тогда, когда они беспрепятственно внимали его словам. И не расмотристе в себе, и бысте судии помышлением злым (не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями)? Союз «и» поставлен здесь по обычаю древнего образа выражения, ибо здесь продолжение вышесказанного, почему союз «и» излишен. Ход речи такой: Аще бо внидет в сонмище (войдет в собрание) ваше муж и прочее, потом — не расмотристе в себе (не пересуживаете ли вы между собою) — это вторая часть предложения, почему и смысл речи должен быть таким: поелику вы не рассудили, как должно, то стали судьями с худыми мыслями. Не пересуживаете ли, то есть вы испортили приговор свой, не сделав наперед никакого исследования о том, рачителен ли бедный или ленив богатый. Но ваше неразличение привело вас к лицеприятию, заставило вас одного похвалить, как богатого, а другого презреть, как бедного. И бысте судии помышлением злым, то есть стали судьями несправедливыми, поддавшимися лукавству из лицеприятия. Слышите братие моя возлюбленная, не Бог ли избра нищыя мира сего богатых в вере, и наследники Царствию, еже (которое) обеща любящим Его? вы же укористе (презрели) нищаго. Не богатии ли насилуют вам (притесняют вас), и тии влекут вы на судища? Поелику для многих тяжко даже слышать о бедности, то, сказав нищыя мира сего, тотчас прибавил: богатых. Чем же богатыми? Верою. Ибо неотъемлемый мир бедных, когда они перейдут к вере, делает их сильнейшими богатых. Посему и Господь избрал таковых в ученики и явил наследниками Царства. Не тии ли хулят (бесславят) доброе имя нареченное на вас? Аще убо закон совершаете царскии, по Писанию, возлюбиши искреняго своего якоже себе самого, добре творите; аще же на лицá зритé, то грех содеваете, обличаеми от закона якоже преступницы. Имя новое — по словам пророка: работающым же Мне наречется имя новое, еже благословится на земли, благословят бо Бога истиннаго (Ис. 65: 15‒16). Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть (во) всем повинен. Рекии (Сказавший) бо, не прелюбы сотвориши, рекл есть, и не убиеши. Аще ли не прелюбы сотвориши, убиваеши же, бысть преступник закону. Тако глаголите, и тако творите, яко законом свободном хотяще суд прия́ти (по закону свободы готовящиеся быть судимыми). Суд бо без милости не сотворшему милости, хвалится милость на суде (превозносится над судом). Кто согрешает в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, потому что не имеет совершенной любви, ибо любовь есть глава всего доброго, а когда нет головы, и все остальное тело ничего не значит. А что об этом он говорит, видно из предыдущего наставления. Заповеди не прелюбы сотвориши, не убиеши указаны для примера. Примечай, что и они взяты из закона, относящегося к совершенству любви, ибо кто любит ближнего, тот не будет ни прелюбодействовать, ни убивать, потому что такие дела свойственны врагу. Если бы не так, то никто из людей не уцелел бы, потому что никто не соблюдает всех заповедей, но кто соблюл чистоту, тот побеждается иногда гневом, кто творит милостыню, тот нередко имеет зависть. Посему говорится не о том, чтобы вовсе не было недостатка в добродетелях, но о любви, что ее не должно совершать с недостатком, с лицеприятием, но всецело. То же можем сказать и о прочих добродетелях. Кто несовершенно придерживается целомудрия или справедливости, но нечто опускает, тот, хромая в исполнении, вредит всему делу добродетели. Итак, под словами весь закон должно разуметь закон о любви, о которой речь у апостола по преимуществу, а законом свободным он называет нелицеприятие, ибо действующий по лицеприятию не свободный, но раб, потому что кто кем побежден, тот тому и раб (см.: 2 Пет. 2: 19).
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author