petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

«Господь близко: позовешь Его — сразу откликнется!» 100 изречений святителя Серафима (Соболева)

Автор: святитель Серафим Соболев

Православная вера. 1. Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье. Тогда вы будете истинными сынами Православной Церкви, и Господь изольет на вас еще здесь Свои несказанные милости. 2. Без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов. 3. Во всех догматических вопросах и в особенности спорных богословских мнениях мы должны строго держаться святоотеческого учения. Только святые отцы могут дать нам безошибочное и самое истинное миросозерцание в области нашей веры. Они являются для нас спасительным критерием Православия. Жития святых. 4. Если на тебя найдет уныние, читай жития святых. Старайся прочитать хотя бы несколько строк из них. Для души они словно благодатный дождь, который освежает, ободряет и радует. 5. Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны. 6. Читай жития святых и Евангелие; молитва не так скоро вызовет слезы, как это чтение. 7. Больше всех святых люблю юродивых Христа ради. Я их считаю выше мучеников. Те страдали дни, недели, а эти всю свою жизнь — в холоде, в голоде, в насмешках. 8. Видимо-невидимо было на Руси угодников Божиих, святых. В древней Церкви столько не было. 9. Духовную дочь преподобного Серафима Саровского, юродивую Пелагию Ивановну я ставлю наравне со святым Симеоном Христа ради юродивым. Нельзя без слез читать ее житие. 10. Я спросил: «Владыко святый, после смерти каждый ли человек обязательно проходит мытарства?» Владыка: «Да разве Серафим Саровский проходил мытарства? Он после смерти моментально оказался в раю. И прейдет от смерти в живот! Святые не испытывают мытарств и в одну секунду оказываются на небе». 11. Я очень люблю святого Макария Великого за его великое смирение. 12. Когда я в первый раз попал в Кронштадт, мне показался этот город каким-то облагоуханным, особенным, так как жил там великий угодник Божий.

Духовная брань, борьба с греховными помыслами и грехами. 13. Говорил мне владыка на исповеди о внимании за блудными помыслами и вообще за греховными помыслами, что нужно всегда носить с собой книжечку и как только появится недобрый помысел, немедленно записать его, «как клопа раздавить». 14. Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда. 15. Чревоугодие есть главная причина блудной страсти. 16. Старайся не допускать злобу до сердца. Как только почувствуешь злобу, сейчас же читай прощальную беседу Спасителя с учениками. Знай, что от злобы бывает уныние и блуд. 17. Блуд — это смрад и тление, а целомудрие — это нетление и благоухание. 18. Всегда помни слова: «Люта зима, но рай сладок». 19. Покаяние есть исправление жизни. Больше слушай, чем говори и рассказывай. 20.  Главное — не осуждать. Корень всех плотских грехов — осуждение. 21. В брате своем нужно видеть Ангела, а на грех его смотреть как на болезнь. 22. Если и ошибся кто, нужно выискивать уважительные причины этой ошибки, но не осуждать ближнего. Такова должна быть наша тактика! 23. В непослушании кроется гордость. В смирении кроется любовь. В гордости нет любви. Все твои несчастья идут от твоей гордости. 24. Не поучай, если тебя не спрашивают! 25. Вольность обращения и дерзость — хуже всего. Владыка говорил мне, что я должен принимать и исполнять епитимии с радостью. Я ответил на это: «Ведь епитимия — это наказание!» — «Ну да, наказание, но лучше я накажу, чем Бог накажет». 26. Когда тебя обидят, непременно промолчи, и обретешь смирение. Нужно, однако, молчать не только устами, но и сердцем. 27. Тяжкое настроение оттого, что ты настаивал на своем и спорил, а это от гордости. Оставь гордиться. Гордость есть лобзание с диаволом. 28. Себялюбие приносит печаль и лечится молчанием. 29. Клевета — это то же самое, что смерть, а ведь смерти не нужно искать. Клевета — это смерть, хуже смерти! 30. Помни слова Спасителя: «Кто погубит душу свою, тот приобретет ее, а кто приобретет душу, тот погубит ее». Душа — это жизнь. Так и мы должны погубить жизнь свою для мира, для плотских страстей. Жизнь настоящая как миг пролетит, а после смерти — жизнь вечная! Пострадаем здесь немного, зато там будем вечно радоваться. И умирать будет легко и отрадно: бесы расступятся. 31. О записной книжечке для грехов владыка сказал: «Это твой паспорт на том свете. Только эта книжечка будет нужна тебе там. Она потеряется, сожжется, но твой Ангел хранитель все перепишет, что записано в твоей книжечке». 32. При тщеславных помыслах нужно говорить: Не намне нам, но имени Твоему, [Господи], даждь славу! Если же это не поможет и тщеславные мысли будут сильно нападать, то нужно говорить самому себе: «Ах ты, окаяшка, — вон ты с кем себя сравнил — с праведниками!» 33. Нельзя расстраиваться. 34. Не соизволять блудным помыслам — это значит быть распятым на кресте, а беседовать с ними — это значит сойти со креста. 35. Не осуждай и не злись. Тогда хорошо и спокойно будет на душе. Тогда благодать Божия будет с тобою и поможет тебе отгонять все стрелы врага и сопротивника. 36. Раздражительность всегда в основе имеет гордость, недостаток смирения. «Нервность» такого рода также от гордости. 37. Целомудрие — это дар Божий и все зависит от смирения. Как только вознесешься сердцем, так и нападает блуд, то есть отступит благодать Божия. 38. Есть много монахов худых и изможденных от поста, но злых и жестоких. Причина их злобы та, что на них сильно нападает плотская страсть за их гордость. Пост ни к чему не служит для них. 39. Кто меньше осуждает, тот больше любит, а кто меньше любви имеет, тот, естественно, больше осуждает. 40. Не осуждай никого, только себя осуждай. № Тщеславие несовместимо с истинной любовью. Тщеславный любит только самого себя. 41. Я сказал владыке: «Я сравниваю себя с другими и часто нахожу себя лучше других». Владыка: «А ты знаешь, как себя вести в этом случае?» — «Святые отцы говорят, что не надо себя сравнивать с другими». — «А я тебе приказываю сравнивать себя с другими, но таким образом: вот он согрешил сегодня, а завтра покается, а я согрешу в двадцать раз хуже и не знаю, смогу ли покаяться. Вот, я не могу осуждать митрополита Сергия (Страгородского), так как, если бы я был на его месте, я бы, может быть, гораздо хуже поступил». 42. Плотская страсть самая главная страсть. Она как термометр указывает, есть ли другие страсти и борют ли человека. Если есть блуд, то обязательно есть и гордость, и другие страсти. И наоборот. 43. Если кто сознательно идет на грех, то все разрешенные грехи возвращаются на его голову. 44. Самоукорение — начало спасения, а самооправдание для человека — погибель. 45. Ясновидение не Божий дар, а наваждение бесовское. Любовь, кротость, смирение. 46. Любовь к Богу состоит в соблюдении Его заповедей. 47. Злу надо противопоставлять любовь. Любовью обусловливается истинно верующий человек. Апостол Иаков: Вера без дел мертва есть (см.: Иак 2, 17), без дел любви. Любовь к врагам — это величайшая добродетель. Сам Спаситель сказал: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5, 7). На Страшном суде Христовом именно она, любовь, спасет нас, она определит судьбу нашу на целую вечность. Любовь — источник счастья, в ней — источник блаженства. Будем все силы наши употреблять к перерождению нашему, к стяжанию истинной христианской любви. Будем просить об этом нашего Спасителя, Божию Матерь, Николая Чудотворца и преподобного Серафима — носителей великой истинно-христианской любви. Не будем желать врагам нашим ничего злого, чтобы быть нам истинными последователями Христа, дабы быть нам помилованными на Страшном суде Христовом, чтобы иметь нам истинную радость Божию. 48. Когда мы умрем, то поймем, насколько близки были к нам Спаситель и Божия Матерь. 49. Самое главное — кротость и смирение. Без них телесные подвиги — ничто. За телесные подвиги без любви и смирения Господь наказывает блудной похотью, чтобы смирить человека. Я знал одного монаха, который так запостился, что один нос остался, а злющий был такой, что к нему подойти нельзя было. 50. Все дело в тебе самом, в сердце твоем, если смиришься, Господь даст тебе благодать целомудрия. 51. Ссорятся все! Потому что недостаточно смирения. № Смирение, как отречение от тщеславия, есть истинное отречение от мира. 52. Неосуждением приобретай смирение. 53. По существу, любовь и есть смирение, а смирение — любовь. Во всех добродетелях самое важное — смирение. 54. Перед Богом-то легко смиряться, а перед людьми — трудно. Надо переносить оскорбления от людей. 55. Любовь есть увенчание подвижника, совершенная, благодатная любовь, которая дается от Бога в награду за подвиги. О ней апостол говорит: Излияся любовь в сердца наша Духом Святым. Есть еще первоначальная любовь, естественная, не благодатная. Правда, она не лишена благодати, но благодать только руководит ею. Эта естественная любовь побуждает человека к подвигам и очищает сердце от страстей. О благодатной любви святой Исаак Сирин сказал, что «она есть рай со всеми райскими блаженствами». 56. Спросил меня владыка Серафим: «Почему самооправдание так гибельно?» Я отвечал: «Потому что самооправдание указывает на отсутствие смирения». Владыка сказал: «Так-то оно так, да ведь смирение может быть неистинным, но только внешним. Надо говорить точнее: при самооправдании не может быть истинного покаяния, а без покаяния нет спасения». 57. Целомудрие есть смиренномудрие. Молитва. 58. Молитва спасает от всех бед. 45. Ни одна наша молитвенная слеза не напрасна. 59. Особенно важно каждый вечер перед сном покаяться перед Богом в грехах, которые мы совершили в течение дня. 60. Читай молитву Исусову, ударяя при слове «Господи» или «Исусе», как гвоздем в сердце. Тогда постепенно защемит сердце благодатью, и имя Исусово изгонит нечистые помыслы из сердца. 61. Сказал я владыке Серафиму: «Владыко святый, я хотел спросить вас о молитве. Я очень плохо и рассеянно молюсь. Стану дома на молитву и тотчас же посторонние мысли в голову полезут. Дайте мне, пожалуйста, основные правила для настоящей молитвы». Владыка ответил: «Ты поступай так, как советовал старец Амвросий Оптинский. Однажды пришла к нему одна женщина и стала жаловаться, что как только станет молиться, тотчас разные посторонние мысли в голову и полезут: о хозяйстве, о щах и т. п. Старец ответил ей: “Ты поступай так, как мужик ярмарку проезжал. Кругом него народ, горшки, огурцы, ситец, разные побрякушки, арбузы, — а он стоит себе на возу и знай себе погоняет лошадь: Но! Но! Но! ― Так и проехал через всю ярмарку. Так и ты: не обращай внимания на помыслы, а все твори молитву”». Так и мы, хотя и механически творим молитву, это лучше, чем совсем не молиться. Если на тысячу молитв одну скажу от сердца, с воздыханием истинным — и то хорошо! И эта одна сердечная молитва скрасит все остальные механические молитвы. Я сказал: «Иногда бывает, владыко святый, что я стану на молитву и потом начинаю заниматься посторонними делами — убирать комнату, чистить зубы и т. п.» Владыка отвечал: «Вот это уже грех, даже кощунство. Если помыслы нас одолевают, так это по немощи нашей, за это Бог простит; а если мы сами отходим от молитвы — это уже большой грех!» 62. Я сам испытал, что от слез делается легче на сердце. 63. Я заметил, что Господь всегда слышит и исполняет молитву во время великих скорбей. 64. Господь близко, если позовешь Его — сразу откликнется! 65. Безмолвие — это благодатная, сердечная молитва. Вот Иоанн Кронштадтский был все время с людьми, непрестанно разговаривал, а находился непрерывно в безмолвии. 66. Мое молитвенное правило увеличивается от обстоятельств жизни, во время скорбей, клевет, болезней. 67. Я заметил, что Господь всегда слышит и исполняет молитву во время великих скорбей. 68. Держись своего [молитвенного] правила, и Бог будет держать тебя. Добродетели. 69. Послушание не груша, его сразу не съешь. Лет тридцать нужно работать над собой, чтобы отсечь совершенно свою волю. 70. Имей в виду — все, что делается по послушанию, ни к чему худому не приведет. 71. Будь подальше от людей. 72. Мы живем не так, как нам хочется, а как хочет того Бог. Воля же Божия выражается и проявляется в стечении обстоятельств жизни, а обстоятельства жизни — это злые отношения людей, клеветы и т. п. 73. Когда хвалят тебя, то говори внутренне: «Господи, прости меня». 74. Никогда не спорь. Как только заметишь, что с тобою не согласны, сейчас же прекращай разговор. 75. Целомудрие есть источник мудрости. 76. Никогда никому послушание не повредило. 77. Читай каждый день Святое Евангелие. Ради этого святого дела — беседы со Христом — благодать озарит тебя... В Писании есть места непостижимые нашим умом. 78. Спросил меня владыка Серафим: «Скажи мне, какая добродетель выше всех?» Я ответил: «Совершаемая в тайне», — «Да, так, да не совсем. Скажи же мне, какая добродетель выше всех других?» Тут владыка начал так говорить: «Смирение есть фундамент для добродетелей. Без него не может быть совершена ни одна добродетель. Любовь покрывает все добродетели. Она есть плод их. Любовь мало назвать добродетелью. Любовь есть Бог. Она есть совокупность добродетелей. Какая же добродетель выше всех?» — Я не знал, что ответить, и владыка продолжал: «Преподобный Антоний Великий сказал, что дар рассуждения выше всех добродетелей. Имеющий рассуждение никогда не падает. Рассуждение приобретается смирением и послушанием, истинным отсечением своей воли». 79. Спросил я владыку Серафима: «Владыко святый, любовь выше ли послушания?» Владыка отвечал: «В истинном послушании и есть любовь». 80. Святой Златоуст и епископ Феофан Затворник велят воспитание давать деткам церковное. Сущность этого воспитания сводится к следующему: 1) Читай и рассказывай им жития святых. 2) Заставляй читать молитвы. 3) Почаще причащай. 4) Почаще на богослужение води их. Пусть целуют и дома, и в церкви святые иконы. 5) Гордость и злобу в них пресекай строгостью. А потом приласкай. 6) Пусть на твоем примере учатся смирению, вере, любви и вообще благочестию. 81. Можно и хорошо читать наших русских классиков... Ты то молись, то читай жития святых и слово Божие, то читай русских классиков — Пушкина, Гоголя, Лескова, Крылова басни и проч. Отец Амвросий Оптинский любил слушать басни Крылова. Кушай хорошо и гуляй, ибо тебе предстоят монастырские иноческие подвиги. Если желаешь, чтобы Господь смилостивился над тобой, всегда кайся и будь милостива к скорбным, утешай их. Блажени милостивии, яко тии помиловании будут (Мф 5, 7). Россия. 82. Того русского человека, который в настоящее время живет без страданий, нельзя назвать русским. Страшно гневается Господь на Россию! Никогда еще не было в мире такого гнева Божия, как теперь над Россией (1933). 83. Мы живем в апокалипсическое время, когда солнце померкнет и не даст света своего. Конец мира связан с гибелью России. Но мы должны еще молиться о спасении России, так как не все там сатанисты, а есть наши страдающие братья (1933). 84. Россия воскреснет к жизни ненадолго. За то, что веру святую православную Россия сохранила в тяжких муках большевистского владычества, за то, что каялась в катакомбах в грехах всего народа, за пролитую кровь святых мучеников за веру и страстотерпцев — Россию помилует Господь и даст славную долю быть царством, враждебным антихристу. Не каждому народу так необыкновенно страдать, как страдает Россия. Значит, любит Господь Россию больше других народов. Кто тяжко страдает, тому ближе Бог. 85. Теперь насущный вопрос: когда же придет он, человек погибели, антихрист? — Когда придет гибель России, а с нею и всего мира. О признаках конца заповедал нам доискиваться Сам Господь и потому не является предосудительным нам оценивать нашу современность с точки зрения эсхатологической. Календарный вопрос и церковные каноны. 86. Не для того Божественный Дух совместно с апостолами, Вселенскими Соборами и святыми отцами устанавливал канонические истины, чтобы мы их потом исправляли и отменяли, как будто несовершенные и ошибочные. Такое отношение к святым канонам является совершенно недопустимым и кощунственным. 87. У новостильников никогда не может быть соединения праздника Благовещения с днями Страстной седмицы, а также не может быть Кирио-Пасхи, то есть совпадения Благовещения с праздником Пасхи, чем явно нарушается церковный Устав. 88. Святая Церковь так почитает великих апостолов Петра и Павла, что предварила их праздник (29 июня) постом, который продолжается от 8 до 42 дней. Но при введении нового стиля этот пост вопреки Уставу всегда сокращается. А когда Пасха празднуется в период времени от 20 до 25 апреля включительно, то Петровский пост совсем упраздняется: для него не остается времени. 89. Как порождение католичества и явление противоцерковное, новый стиль кроме смуты ничего не может дать Православной Церкви. Православная Церковь и еретики. 90. Мы, православные христиане, исповедуем, что Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ ― это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры. 91. Наша Церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого Тела Христова. Да и как возможно данную экуменическую точку зрения считать православной, когда Вселенские Соборы всегда предавали еретиков анафеме, то есть отлучению от Церкви? 92. Еретики могут быть святыми только после покаяния или отречения от всех своих ересей и после воссоединения с Православною Церковью. 93. Не обвинять надо Православную Церковь за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на самого Бога. 94. Мистика сектантская — это тайное общение с бесами, а мистика наша, православная, — это тайное общение с Богом. 95. Оккультизм и спиритизм не есть шарлатанство, но есть реальное общение с бесами и ведет к погибели. 95. За свои страдания и добрые дела люди-язычники не попадут в самые ужасные адские муки, для них есть на Страшном Суде «северная сторонушка». Они не узнают Царствия Божия, но и страшных адских мук не вкусят. О себе. 96. Я очень люблю умных людей. Умных людей, как и святых, очень мало. 97. Великое счастье служить. Я когда лежал в больнице плакал, что не могу служить. 98. Владыка сказал, что «Господь попускает ошибаться во время богослужения, чтобы я не тщеславился». 99. Скорбей у меня всегда довольно. Видно, что Господь хочет, чтобы я спасся и не попал в ад. Поэтому здесь меня наказывает (11.08.1940). 100. Ходить мне тяжело. Вероятно, в почках что-то серьезное. Еще хуже стало от лекарств. Думал сейчас, что умру и не буду в России, ибо отец Аарон предсказал мне отправиться только в хорошую сторонушку, но не предсказал, что я вернусь. Да будет святая воля Божия (08.10.1941). Во время беседы с о. Кассианом, я спросил его: «Как вы находите нашего владыку?» Старец отвечал: «Что же я могу сказать о вашем владыке? Он святой жизни. Он весь — любовь. Я таких архиереев еще никогда не видал». Говорил мне о. Кассиан, чтобы я никогда не оставлял владыку.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author