petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Прп. Максим Грек «Избранные творения»; Житие. Беседы. Канон Святому Духу. Духовно-нравственные слова

Все, желающие жить благочестиво во Христе Исусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12). Эти слова апостола Павла очень точно характеризуют жизнь преподобного Максима Грека, память которого Святая Церковь совершает сегодня. Его праведная жизнь и самоотверженная просветительская деятельность не давали спокойно жить нечестивым современникам, которые подвергли святого отца многочисленным страданиям. Немало лет провел святой в заточении из-за ложных обвинений, но даже тогда он не переставал усердно трудиться на ниве просвещения и духовного наставления русского народа. И, будучи в темнице, он написал многие свои сочинения, в которых обличал пороки современного общества и призывал народ к исправлению и к жизни в Духе Истины. В книге «Избранные творения», которую предлагает читателям Издательство Благовест, представлены избранные духовно-нравственные, догматические и другие творения преподобного Максима Грека. Большинство из них носит «обличительный» характер ― и в частном и общественном обращении. И сегодня эти труды наглядно показывают нелепость и вред различных суеверий, их глубокое противоречие христианскому учению и истинному предназначению человека. И помогут современным христианам найти ответы на многие вопросы духовной жизни. Но прежде чем обратиться к сочинениям святого, давайте познакомимся вкратце с его житием. Преподобный Максим Грек родился около 1470 года в греческом городе Арта. Он происходил из обра­зованной семьи, получил домашнее образова­ние, затем отправился в Италию, где учился в Венеции, Падуе, Верчелли, Болонье, Ферраре и других городах, сочетая обучение со служ­бой у представителей движения гуманизма и влиятельных особ. Около 1506 года св. Максим Грек удалился на Афон и принял постриг в мо­настыре Ватопед, где имелось богатое книжное собрание. Монашеское послушание он сочетал с учеными трудами и литургическим творчест­вом. А в 1516 году, в ответ на отправленную на Афон просьбу великого князя московского Василия III Ивановича прислать переводчика, Максим Грек был направлен в Москву. И вся дальнейшая деятельность его оказалась связа­на с Россией. За первые семь лет жизни в России он пе­ревел с греческого языка крупные труды по экзегетике и гомилетике, которые стали поль­зоваться большой популярностью и активно переписываться, написал многочисленные сочинения. Однако в 1525 году Максим Грек был обвинен в ереси, в ошибках, якобы допущен­ных в ходе перевода и правки богослужебных книг. До конца жизни прп. Максим Грек находился в заключении в монастыре. Все это время он жил безвыходно в тесной сырой келье, страдая от холода и голода. Но пребывание в этих чудовищных условиях не сломило подвижника. Он написал сам для себя утешительную проповедь, начинающуюся словами «Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды...», и повторял ее каждое утро. И именно в это время были написаны основные его сочинения с целью оправдания по выдвинутым против себя обвинениями. Святой отец сам составил собрание своих избранных сочинений, которое представляет собой изложение позиций автора по важнейшим вопросам государственной, церковной и культурной жизни России того времени. А его духовно-нравственные поучения служат полезным чтением для ищу­щих спасения, подготовляя их к принятию догматов христианского вероучения. Немалое место в творчестве святого отца занимают труды, направ­ленные против латинян, схоластической фило­софии, астрологии и так далее; он резко выступал против возможностей «угадать» судьбу, изме­нять ее по собственной воле, вступал в борьбу против множества суеверий и апокрифов. Преподобный Максим Грек необычайно близок современ­ному читателю, так как в наше время, как и в дни его земной жизни, увлечение эзотерикой, астрологией, хиромантией и прочими оккультными учениями, приобрело массовый и вполне привычный характер. Поэтому весьма ценны и актуаль­ны обличительные слова святого, дошедшие к нам из XVI века. Вот названия отдельных его поучений: «О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастья устраивается че­ловеческая судьба». «Беседа души с умом, в во­просах и ответах о том, откуда рождаются в нас страсти; здесь же и о Божественном Промысле и против астрологов» и другие. Преподобный Максим пока­зывает, насколько нелепыми и несогласующи­мися с истинным предназначением человека вы­глядят верования во влияние звезд. Вот, например, он пишет: «Прочитав много разных книг, и христианских, и составленных внешними мудрецами и почерпнув оттуда достаточную душевную пользу, я, главное, научился тому, что всякой добродетели, какие проходим мы, люди, вся­кой власти и всякого начальства, коих желаем, пода­тель и совершитель есть Создатель всего и Владыка. Это я познал и уразумел. Всякое бо, сказано даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17). Иное есть даяние благо, и иное — дар совер­шен». По словам святого отца, «даяние благо ― это душевные добродетели, как то: разум, мужество, правда, целомудрие, кротость и смиренномудрие; также и подаваемые нам от Вышней Бо­жественной Благости житейские блага, потребные нам для того, чтобы жить и чтобы жить хорошо. Дар же совершен, который свыше обильно подается достойным, это различная благодать Святого Духа, которая совершенствует, утверждает и сохраняет до конца от расхищения вышепомянутые естественные блага душевные». «Если же это так, действительно, — продолжает святой отец, — и так испо­ведуется всеми православными и боговдохновенными от­цами и учителями, то пусть перестанут невежественные, и пусть не произносят против нас хулы те, которые мудрствуют заодно с немцами».Эти люди, по словам святого отца, «держа предания халдейские и египетские», говорят и проповедуют, «что счастье, по­средством круга движения звезд, одних возносит на различные степени власти и начальства, а других низлагает оттуда и предает окончательным бедствиям и бесчестию». «Пусть, — пишет прп. Максим, — научатся они говорить с боговдохновенным пророком и царем Давидом: рех беззаконнующим, не беззаконнуйте; и согрешающим, не возносите рога. Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит (Пс. 74, 5. 8). Вот справедливое и нелестное мудрование и учение: Сам праведный Судия и Промыслитель о всех во­обще тварях Своих, одного возносит, а другого смиряет неизглаголанными судьбами, ведомыми Ему еди­ному, а не баснословимое счастье и круг зодиака и появление звезд и планет». Так, опровергал прп. Максим разные ложные и cyeвepные cкaзaния, ходившие в народе, вразумлял в истинах веры и нравственности всякого, кто только обращался к нему за советом. Действуя таким образом, образовал многих людей, которые начатое им великое дело духовного просвещения России смогли продолжать после его смерти. «Одна, одна только главная должна быть у нас цель, — пишет прп. Максим в одном из своих сочинений, —  это с радостью трудиться до самого гроба для славы Божьей. Этот прекрасный подвиг дарует хорошо подвизающимся Тот, Кто есть Сам пода­тель и хранитель жизни. То и составляет единственное и сладостное воистину веселье, чтобы иметь живущею в сердце божественную доброту. В том и заключается не­ложное и твердое упованье, чтобы выражать надежду твореньем добрых дел. Одно только то стяжанье обык­новенно по смерти последует за нами, которое собрано прилежаньем к божественным добродетелям; в том состоит единственная премудрость и истинное художе­ство, чтобы всегда побеждать свои нелепые страсти; одно только истинное богатство есть богатство душевное, кото­рое дарует Христос». В 16 веке на Руси внешнее благочестие и внутренняя духовная жизнь христиан очень сильно расходилась по своему устроению. Подвижники, которые обличали современное общество и не боялись сказать правду даже царю, подпадали в большую немилость и подвергались гонениям. Таким невинным страдальцем на русской земле стал и прп. Максим Грек. Он провел в заточении около 15 лет, после чего был освобожден царем Иоанном Грозным. На родину его не отпустили, зато разрешили поселиться в Троице-Сергиевом монастыре. Здесь он и преставился в 3 февраля 1556 года и был погребен около Духовской церкви. И только в 1988 году этот великий греческий ученый, ставший великим русским святым, был канонизирован Русской Православной Церковью. Его труды вошли в сокровищницу святоотеческой письменности, и по сей день доставляют духовное назидание всем, кто обращается к ним и в наши дни.

Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author