petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Апостол преподобному: Евр., 335 зач., 13, 17‒21

Автор: Блаженный Феофилакт Болгарский

Повинýйтеся настáвникомъ вáшымъ. Речь идет о епископах. Прежде похвалив их и назвав верными и достойными подражания со стороны взирающих на них, потом продолжает: повинуйтеся. Что же? Не необходимо ли повиноваться всякому начальнику, хотя бы он был и злым? В каком ты смысле говоришь: злой? Если относительно веры, то беги его, хотя бы он был ангелом с небес. Если же он ‒ злой по жизни, то повинуйся ему. Вся́ ýбо, ели́ка áще рекýтъ (велят) вáмъ блюсти́, соблюдáйте и твори́те (делайте): по дѣлóмъ же и́хъ не твори́те (не поступайте) (Мф. 23: 3). Относительно же испорченных по вере говорит: въ наученiя  (учениями) странна и различна не прилагайтеся (не увлекайтесь). Итак, почему же? Потому что дурно поступающий, быть может, другим не посоветует жить дурно, ибо и сам он стыдится дурных дел, ясно это и из того, что он всячески старается скрывать свои дела; злой же по вере внушит свой образ мыслей и народу. И покаря́йтеся (будьте покорны). Выражением и покаря́йтеся он указывает на такое сильное повиновение, чтобы, если потребуется, они послужили им делом. Тíи бо (ибо они) бдя́тъ (неусыпно пекутся) о душахъ вашихъ, я́ко слóво воздáти хотя́ще (как обязанные дать отчет). Да слышат наставники, что как народ должен повиноваться, так и священник должен неусыпно заботиться о народе, так как ему предстоит дать отчет за грехи их. да (чтобы) съ рáдостiю сié творя́тъ (делали это), а не воздыхáюще, нѣ́сть бо полéзно вáмъ сié. Если ты покоряешься, говорит, и угождаешь наставнику своему, то ты облегчаешь для него бремя заботы о тебе, так как он радуется твоему повиновению. Если же поступаешь бесстыдно, то хотя он и в таком случае будет заботиться о душе твоей, но если только ты не загладишь своего неповиновения, он будет воздыхать за тебя пред Богом, что для тебя бесполезно. Смотри же, наставнику он не позволяет ничем иным защититься, как только воздыханием.


И хотя это незаметно вселяет в него (наставника, ‒ прим. ред.) дух кротости, но против того, неисправимого, возмущающего грозного мстителя Бога (т.е. против того грешника, который возмущает гнев Бога, ‒ прим. ред.), Он (т. е. Бог, ‒ прим. ред.) возжигает страшный огонь наказания. Посему ты, неповинующийся наставнику, не должен презирать его за то, что он воздыхает, но более должен бояться того, что он предает тебя Богу. Моли́теся о нáсъ: уповáхомъ бо (ибо мы уверены), я́ко добрý сóвѣсть и́мамы. Так как некоторые клеветали на апостола, будто он учит отступлению от закона, то поэтому многие из евреев враждебно относились к нему. Поэтому он не обозначил имени своего в начале послания, так как они не могли даже и слышать о нем. Итак, защищаясь пред ними, прежде всего просит их молиться о нем, чего мы обычно просим от друзей; затем раскрывает и свою невинность. Ибо между всеми, не только среди язычников, но и у вас, мы ничего не делали с лицемерием, совесть наша чиста и мы знаем, что не замышляли зла против вас, не сделали ничего дурного вам, не оклеветали вас. во всемъ дóбрѣ хотя́ще жи́ти (желаем вести себя честно). То есть стараясь проводить жизнь осторожно и беспорочно. И то самое, что я говорю, что закон не имеет силы, ‒ это не речь врага и неприятеля. Ибо я скорее ввожу исполнение закона и показываю, что тень получила конец. Итак, разве это ‒ отступление? Разве я вам не благодетель, когда веду вас к совершенству, совершенно отводя от тени и младенческого настроения? Ли́шше (особенно) же молю́ (прошу) сié твори́те, да вскóрѣ устрóюся вáмъ (дабы я скорее возвращен был вам). Желать им так тепло и со всею заботой молиться о том, чтобы скорее возвратиться к ним, ‒ это происходило от сильной любви к ним. Вместе с тем показывает, что он полагается на совесть, и потому обращается к ним. Этого он не сделал бы, если бы чувствовал в своей совести что-нибудь дурное. Бóгъ же ми́ра. Прежде всего попросив у них молитв и почтив их этим, потом уже и сам молится за них. Так как, говорит. Бог есть Бог мира, то вы не должны возмущаться протай меня, и притом по одному только слуху. Возведы́и (воздвигший) из мертвыхъ Пастыря овцамъ великаго. Внедряет им учение о воскрешении, пользуясь пророчеством Исаии (см.: Ис., гл. 10). А так как есть и другие пастыри, ‒ малые, то сказал: великого. Ибо пророки ‒ это многие учителя, но Христос ‒ Наставник один для всех. Крóвiю завѣ́та вѣ́чнаго, Гóспода нáшего Исýса Христá. То есть воздвиг Его из мертвых после Его смерти и после излияния Его Крови, так что Он дал нам завет, не подлежащий, как завет закона, отмене, но вечный. Ибо и так: воздвиг Его из мертвых с Кровию вечного завета. Ибо по воскресении Он даровал нам Кровь Свою в завете. Ибо если бы Он не воскрес, то Кровь Его не служила бы нам заветом. Да (у)соверши́тъ вы́ во вся́цѣмъ дѣ́лѣ блáзѣ (добром). Показывает, что они имели добрые дела, нуждались только в том, чтобы совершенствоваться в них. Об этом он и молится за них. Смотри, что мы сами сперва должны начать, а затем просить совершенства от Бога. Cотвори́ти (к исполнению) вóлю Егó. Кто усовершенствовался во всяком добром деле, тот и творит волю Божию, а не тот, кто наполовину делает добро. Творя́ (производя) въ вáсъ благоугóдное предъ Ни́мъ (Ему через) Исýсъ Христóмъ: Емýже слáва во вѣ́ки вѣкóмъ. Ами́нь. Следовательно, когда мы делаем добро, то это совершает в нас Бог через Иисуса Христа, то есть являющегося в качестве Ходатая и Совершителя. Ибо если Он совершил наше, спасение в начале, то что удивительного и в том, если Он и при усовершенствовании в добродетелях является Посредником и исполняет в нас волю Отца, Сам укрепляя нас и вдыхая в нас силы к совершению добрых дел? К слову же благоугодное он прибавил: предъ Ни́мъ (Ему). Ибо мы тогда действительно благоугождаем, когда оказываемся добрыми пред Богом, а не тогда, когда ‒ пред людьми. И Давид говорит: по чистоте руку моею пред очима Его (Пс. 17: 25); и Исаия: отымите (удалите) лукавства (злые деяния ваши) предъ очима Моима (от очей Моих) (Ис. 1: 16).

Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author