petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Благодать Божия: как её сохранить и о ней свидетельствовать

Автор: протоиерей Олег Стеняев

Мы должны учиться сохранять благодать, полученную в Таинствах Церкви. Главная цель жизни христианина ― это, по определению преподобного Серафима Саровского, стяжание благодати Духа Святаго. Что такое ― стяжание благодати Духа Святаго? Духом Святым совершаются все Таинства Церкви. Значит, смысл жизни христианина ― в том, чтобы полученное в Церкви через Святые Таинства оберегать в себе самом. Как в книге Притч сказано: Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод по площадям (Притч. 5: 16). И христианин должен очень ответственно относиться к той благодати, которую он имеет, получает в Таинствах Крещения, Святого Причастия, Исповеди, которая есть Таинство примирения. У нас есть много книг, где говорится о том, как готовиться к Таинствам, например, как готовиться к Таинству Святого Причастия. Но, к сожалению, почти нет книг о том, как сохранять это состояние, как его не терять. Настоящая жизнь христианина ― это жизнь от Причастия до Причастия. И мы должны иметь даже некое вожделение сохранять это состояние, не омрачать его, не терять в себе самом. Наши предки настолько серьезно относились к стяжанию благодати Духа Святаго, что в день Причастия старались не вкушать пищу до вечера и не разговаривать в этот день на пустые темы. Собственно говоря, то, что мы называем святостью, человек переживает в Святом Причастии, которое предлагается верующим как Святая Святых. Но в чем тогда наше отличие от подлинных святых? ― Мы не можем, не умеем долго сохранять это состояние. Мы быстро его теряем. Мы не успеваем выйти из церкви, как начинаем терять это состояние, и это очень серьезная проблема. Мы должны иметь навык сохранять это состояние как можно дольше. Мария Египетская 40 лет сохраняла состояние, которое она пережила в Таинстве Святого Причастия. Но и ей потребовалось, чтобы к ней прибыл старец Божий, напутствовал ее Святыми Дарами перед смертью. Нужно свидетельствовать другим о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря Таинствам Церкви. Другая очень важная задача, стоящая перед нами, ― свидетельствовать о той благодати, которую мы имеем в Таинствах Церкви, другим людям. Давайте посмотрим, что пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам. Он пишет об Исусе Христе, Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Исусом Христом (ср.: Рим. 1: 5‒6). Оказывается, благодать нам дана не только для нас самих, но и для того, чтобы с ее помощью мы покоряли вере другие народы, то есть делились этой евангельской радостью Божиего прощения ― Исповеди, Божиего освящения ― Евхаристии. Делились с другими людьми! И Христос, покидая этот мир, дал апостолам наставление, чтобы они шли и проповедовали Святое Евангелие (см.: Мф. 28: 19‒20). Евангелие ― это благая весть о том, что в Исусе Христе есть разрешение всех проблем. Но здесь надо понять, что в Православии спасение ― это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения ― то есть каким был первый человек Адам в раю. Поэтому, когда мы говорим о спасении, мы вспоминаем и о том, кем или чем человек был до грехопадения. Так вот, во Христе, как во Втором Адаме, мы восстанавливаем в себе самом это состояние через Таинства Церкви, которые совершаются Божией благодатью. И мы должны свидетельствовать другим людям о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря Таинствам Церкви, чтобы ввести и других людей в эту благодатную жизнь в Церкви Божией как в Царстве Духа Святаго. Ибо благодать царствует в Таинствах. Христос сказал о Таинстве Святой Евхаристии: Сие творите в Мое воспоминание… пока Я не приду (ср.: Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 26), и в этом смысле Православие провозглашается как евхаристическая истина: природа нашей Церкви евхаристична. Мы все соборно причащаемся Тела и Крови Исуса Христа ― и духовенство, и миряне. И когда мы несем свидетельство миру, это свидетельство о том, что в Святых Дарах Христос не покинул этот мир, а, напротив, Он пошел к Отцу в день Вознесения, умолил Отца, и Отец послал Духа Святаго, стяжая Который через Таинства Церкви, мы имеем надежду на вечную жизнь, а она, начавшись на земле, не прекратится и в вечности.
Tags: духовные наставления
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author